Saturday, March 28, 2015

Дж. Д. Сэлинджер, биография/ J. D. Salinger, bio & trivia (part 2)

Часть 2 (1949 - 1979)
см. часть 1; часть 3 (окончание)

К концу 1940-х Сэлинджер стал пламенным приверженцем дзэн-буддизма: настолько, что «девушкам на свиданиях давал список обязательной к прочтению литературы на эту тему», а также организовал встречу с буддийским ученым Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (D. T. Suzuki, 1870 – 1966), автором книги «Введение в дзэн-буддизм».

1950
Рассказ «Эсме – с любовью и всякой мерзостью» ("For Esmé-with Love and Squalor") опубликован в журнале New Yorker. Эта история получила признание и была напечатана в сборнике «Лучшие рассказы 1950 года: премия О.Генри» (Prize Stories of 1950: The O. Henry Awards).

Сэлинджер изымает рассказ «В океане полно шаров для боулинга» ("The Ocean Full of Bowling Balls") из изданий Woman's Home Journal и Collier's, которые его купили, но не публиковали.

К лету этого года повесть «Над пропастью во ржи» была закончена. После того, как его постоянные издатели в Harcourt Brace потребовали внести в текст изменения, Сэлинджер отозвал рукопись и направил её в издательство Little, Brown and Company, где 16 июля 1951 года и была опубликована эта книга (см. об этом ниже).

В интервью для школьной газеты в 1953 году Сэлинджер признал, что роман был «отчасти» автобиографичен: «Мое отрочество было очень похоже на то, что описано в книге... Рассказать об этом людям было большим облегчением».

(Сэлинджер в 1950 году. Этот фотопортрет появился на задней обложке издания «Над пропастью во ржи». Фото вызвало раздражение Сэлинджера, настоявшего, чтобы с обложки его убрали - источник).

Первые отзывы на книгу были неоднозначны: от New York Times, провозгласившего «Над пропастью во ржи» «необычайно блестящим дебютным романом», — до очернения монотонного языка повествования, а также «аморальности и извращенности» Холдена, который поносит религию и открыто обсуждает секс и проституцию.

Позже газеты начали публиковать статьи о «культе Холдена». Роман был запрещен в нескольких странах (как и в школах США) — из-за его тематики, а также за то, что обозреватель «Католического мира» (Catholic World) Райли Хьюз (Riley Hughes) назвал «чрезмерным употреблением аматорского сквернословия и непристойностей». Один прилежный родитель насчитал в книге 237 слова «долбаный» ("goddam"), 58 «подонков» ("bastard"), 31 «дьявол дери» ("Chrissake") и 6 «твою мать» ("fuck").

В 1970-е годы в США были уволены или принуждены уйти с работы несколько преподавателей, дававшие ученикам эту книгу.

(1950 год; портреты Сэлинджера, сделанные для первого издания книги «Над пропастью во ржи»)

На пике успеха 1950-х годов Сэлинджер получил (отвечая отказом) многочисленные предложения экранизации «Над пропастью», включая заявку от Сэмюэля Голдвина.
Со времени публикации сохраняется интерес к роману со стороны кинопроизводителей, включая Билли Уайлдера (Billy Wilder), Харви Вайнштейна (Harvey Weinstein) и Стивена Спилберга (Steven Spielberg) – все они стремятся получить права на экранизацию.
В 1970-е писатель отмечал, что «Джерри Льюис (Jerry Lewis) много лет пытается наложить руки на роль Холдена». Сэлинджер многократно отвечал отказом.
В 1999 году в своих мемуарах о жизни с писателем Джойс Мейнард (см. о ней ниже) уверенно заключила: «Единственный человек, который когда-либо мог бы сыграть роль Холдена Колфилда, – это сам Сэлинджер». (см. также письмо Сэлинджера, 1957 год)

1951
В мае писатель путешествует по Великобритании, стремясь избежать шума и суеты, спровоцированных книгой «Над пропастью». Он осматривает Англию, Ирландию, Шотландию; близко сошелся с британским издателем Джейми Гамильтоном (Jamie Hamilton, 1900-1988).

11 июля возвращается в Нью-Йорк, поселившись в апартаментах на 57-й East Street.

16 июля выходит в свет «Над пропастью во ржи», быстро становясь №4 в списке бестселлеров New York Times; роман избран для дополнительной публикации «Клубом Книга месяца» ("Book of the Month Club").

В New Yorker напечатан рассказ «И эти губы, и глаза зеленые» (Pretty Mouth and Green My Eyes).
(на фото: Сэлинджер и Эмили Максвелл, жена его редактора Вильяма Максвелла)

В июле для издания «Книга месяца» друг Сэлинджера и редактор Нью-Йоркера Вильям Максвелл (William Maxwell) спросил писателя о тех, кто оказал на него литературное влияние.
Сэлинджер отвечал: «Когда писателю задают вопрос, требующий обсуждения его ремесла, ему полагается встать и громко назвать имена тех авторов, кого он действительно любит. Я люблю Кафку, Флобера, Толстого, Чехова, Достоевского, Пруста, Шона О’Кейси (Seán O'Casey), Рильке, Лорку, Китса, Рембо, Бёрнса, Эмили Бронте, Джейн Остин, Генри Джеймса, Блейка, Кольриджа. Я не стану называть ныне живущих. Не думаю, что это было бы правильно».

В письмах, написанных в 1940-е годы, Сэлинджер выражал восхищение тремя живущими или недавно умершими писателями: это Шервуд Андерсон (Sherwood Anderson, 1876 – 1941), Ринг Лэрднер (Ring Lardner, 1885 – 1933) и Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Fitzgerald, 1896—1940). Биограф Иен Гамильтон писал, что Сэлинджер какое-то время видел себя «преемником Фицджеральда».

1952
Сэлинджеру присужден титул «выдающийся выпускник» военной академии Вэлли-Фордж (Valley Forge Military Academy). Но во время награждения писатель находится в Мехико.

New Yorker забраковал рассказ «Голубой период де Дамье-Смита» (De Daumier-Smith's Blue Period). Автор опубликовал его в майском выпуске London's World Review.

Несколько лет практикуя дзэн-буддизм, в 1952 году Сэлинджер прочитал «Провозвестие Шри Рамакришны» (The Gospel of Sri Ramakrishna), о религиозном учителе индуизма Шри Рамакришне (Sri Ramakrishna). Писатель признавался друзьям, что это в корне изменило его жизнь.

Он стал приверженцем школы индуизма Адвайта-Веданта (Ramakrishna's Advaita Vedanta Hinduism), требующей от ищущих просветления последователей целибата (обет безбрачия) и ухода от таких человеческих обязанностей, как семья.

Религиозные поиски Сэлинджера нашли отражение в некоторых его книгах: в рассказе «Тедди», а также «Шестнадцатый день Хэпворта 1924 года», где Симор Гласс описывает ученика Рамакришны, Вивекананду как «одного из самых увлекательных, оригинальных, образованных гигантов пера в двадцатом веке».

1953
С ростом неприятия и распространением дурной славы книги «Над пропастью во ржи» Сэлинджер понемногу уходит из поля зрения публики.

1 января он официально переезжает из нью-йоркских апартаментов на 300 East 57th Street в Корниш, штат Нью-Гемпшир, купив там 90 акров земли и ветхий коттедж.

New Yorker публикует рассказ «Тедди».

В апреле опубликован сборник «Девять рассказов», моментально ставший бестселлером (три месяца в списке лучших книг New York Times Bestseller list). Всегда строго контролирующий рекламу своих произведений, Сэлинджер отказывается дать разрешение издателям сборника на изображение персонажей на суперобложках: чтобы у читателей не формировалось предвзятое мнение о героях его книги.

В начале жизни в Корнише Сэлинджер был довольно общителен, в особенности со студентами Винздорской школы (Windsor High School). Писатель часто приглашал их к себе домой, они слушали пластинки и обсуждали школьные проблемы. Одна из таких студенток, Ширли Блейни (Shirley Blaney) уговорила Сэлинджера дать интервью для школьной странички в городской газете The Daily Eagle.
Однако после появления отмеченного вниманием публики интервью, взятого Блейни, в редакторской колонке газеты, Сэлинджер без каких-либо объяснений прервал отношения со студентами школы.

Его всё реже видели в городе. Регулярно писатель встречался лишь с одним близким другом — юристом, судьей и философом Лиарндом Хэндом (Billings Learned Hand, 1872 – 1961). Гораздо более редкими стали и публикации произведений Сэлинджера.

После издания «Девяти рассказов» (1953) он за остаток десятилетия выпустил только четыре рассказа: два в 1955 году, и по одному в 1957 и 1959 годах.

В 1954 году на вечере в Кембридже Сэлинджер познакомился с 19-летней Клер Элисон Дуглас (Claire Alison Douglas), студенткой колледжа Radcliffe, дочерью британского критика и искусствоведа Роберта Дугласа (Robert Langton Douglas).
Вскоре яркая и живая девушка стала частой гостьей в доме Сэлинджера. По мере развития их романа, зарождался образ Фрэнни Гласс, героини нескольких книг Сэлинджера, которая имела более чем мимолетное сходство с Клер. (источник)
(Клер Дуглас в 1951 году. источник)

1955
New Yorker публикует «Выше стропила, плотники!» (Raise High the Roof Beam, Carpenters) и «Фрэнни» (Franny).

17 февраля [по другим данным в июне] 36-летний Сэлинджер женится на Клер. Примерно в это время в New Yorker’е опубликован рассказ «Фрэнни» — он стал свадебным подарком писателя новобрачной.

Супруги пытаются жить в соответствии с учением Свами Йогананда (Swami Yogananda), становятся членами Братства самореализации (Self Realization Fellowship).

10 декабря у них родилась дочь, Маргарет (Пегги) Энн (Margaret Ann).


Маргарет Сэлинджер писала в мемуарах об отце («Ловитель снов»/ Dream Catcher), что её родители не поженились бы, а она бы не родилась, если бы её отец не прочитал учений гуру Йогананды, Лахири Махасайя (Lahiri Mahasaya), который говорил о возможности просветления для тех, кто следует «путем домостроя» (то есть для состоящих в браке и имеющих детей).
После женитьбы (летом 1955 года, в Вашингтоне, в небольшом хинду-храме, расположенном на первом этаже здания с выходом на улицу), Клер и Джерри были инициированы следовать путем крия-йоги (Kriya yoga). Они получили мантру и дыхательные упражнения, которые следовало практиковать по 10 минут дважды в день.

Кроме того, Сэлинджер настоял, чтобы Клер бросила колледж (хотя до диплома ей оставалось всего четыре месяца) и жила в его доме – что она и сделала.
Некоторые подробности рассказа «Фрэнни» (опубликованного в январе 1955 года) основаны на отношениях писателя с Клер. В частности, у неё действительно была книжка «Путь странника» (The Way of the Pilgrim).

Из-за удаленного, замкнутого проживания и склонностей писателя, супруги подолгу ни с кем не виделись.
Клер смущали и пугали постоянные перемены религиозных взглядов Сэлинджера.
Она целиком посвятила себя крия-йоге.
Позже она вспоминала, что Сэлинджер постоянно уезжал из Корниша, чтобы работать над рассказами, «отсутствуя по целым неделям, только для того, чтобы вернуться с материалом, якобы ждущим завершения, но который в итоге оставался недоделан или был уничтожен, а мы должны были подчиняться и следовать какому-нибудь новому “-изму”».
Клер считала, что всё это «лишь с целью прикрыть тот факт, что Джерри только что уничтожил, или выбросил, или недоволен качеством, или не в силах смириться с необходимостью опубликовать то, что он написал».

Бросив практику крия-йоги, Сэлинджер обратился к дианетике (Dianetics, предтеча саентологии/ Scientology), и даже встречался с её основателем Роном Хаббардом (L. Ron Hubbard), но, по свидетельству Клер, быстро освободился от чар этой «науки».
Затем было следование целому ряду духовных, медицинских и диетологических систем, включая интерес к христианской науке (Christian Science), американскому мистику Эдгару Кейси (Edgar Cayce), гомеопатии, акупунктуре и макробиотике (macrobiotics).

Семейная жизнь Сэлинджеров была отмечена разногласиями и после рождения первого ребенка.

По воспоминаниям Маргарет, Клер казалось, будто дочь заняла её место в сердце Сэлинджера.
В младенчестве Маргарет бóльшую часть времени болела, но Сэлинджер, в ту пору согласный с доктринами христианской науки, отказывался обращаться к врачам. По словам Маргарет, её мать в поздние годы признавалась, что зимой 1957 года она «была на грани», вынашивая планы убить дочь и покончить с собой. Предполагается, что Клер намеревалась сделать это во время поездки в Нью-Йорк вместе с Сэлинджером. Но вместо этого, повинуясь минутному порыву, она забрала Маргарет из гостиницы и убежала с ней. Несколько месяцев спустя Сэлинджер уговорил жену вернуться с ребенком в Корниш.

1957
В мае New Yorker печатает новеллу «Зуи»: до этого книгу отвергли, но редактор Вильям Шоун (William Shawn) сумел настоять на публикации.

1959
Редактор журнала Story Уит Бернетт просит у писателя разрешения опубликовать рассказы "A Young Man in a Suffed Shirt" и "The Daughter of the Late, Great Man". Сэлинджер отвечает отказом.

В июне New Yorker печатает «Симор: Введение» (Seymour: An Introduction). Сэлинджер тяжело и упорно писал эту новеллу полтора года, перенеся в процессе работы несколько болезней.

В декабре Сэлинджер делает свое единственное заявление по поводу социальной проблемы: в своем письме редактору издания New York Post он защищает идею раскаяния и пробации [вид условного осуждения, при котором осуждённый остаётся на свободе, но находится под надзором сотрудника службы пробации - Е.К.].

1960
13 февраля родился второй ребенок Клер и Джерри, сын Мэтью.

Сэлинджер разрывает отношения с британскими издателями Hamish Hamilton – его не устроила презентация британского сборника «Девяти рассказов», вышедшего под названием «"Эсме – с любовью и всякой мерзостью" и другие рассказы» (For Esmé-with Love and Squalor and Other Stories).

1961
В сентябре одной книгой опубликованы «Фрэнни» и «Зуи». Она возглавляет список бестселлеров New York Times.
Семью Сэлинджеров осаждают репортеры, притаившиеся вокруг дома в надежде заполучить новости о ныне знаменитом, но неуловимом писателе.

На суперобложке книги Сэлинджер, имея в виду свой интерес к приватности, писал: «По моему подрывающему устои мнению, чувства писателя относительно анонимности-незаметности – это второе по важности из наиболее ценных прав собственности, предоставляемое ему во временное пользование на весь период творческой жизни».


15 сентября 1961 года Сэлинджер появился на обложке журнала Time. В статье, обрисовавшей его «отшельническую жизнь», журнал сообщил, что серия произведений о семействе Глассов «нисколько не приближается к завершению... Сэлинджер планирует написать трилогию о Глассах».
Тем не менее, писатель впоследствии опубликовал только один рассказ: «Шестнадцатый день Хэпворта 1924 года» ("Hapworth 16, 1924").

1963
Опубликованы «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters) и «Симор: Введение» (Seymour: An Introduction). Несмотря на негативные отзывы некоторых критиков, сборник стал третьей книгой в списке бестселлеров за 1963 год.

Крепнут дружеские отношения Сэлинджера с главным редактором издания New Yorker Вильямом Шоуном (William Shawn).

1964
Шоун становится крестным отцом Пегги Сэлинджер, заменив умершего Лиарнеда Хэнда (Learned Hand), старого друга Сэлинджера.


(на фото Сэлинджер с Эриком; см. также)

Сэлинджер и Шоун становятся крестными отцами для Эрика, приемного сына журналистки Лилиан Росс (Lillian Ross), которая на протяжении многих лет состояла в связи с Шоуном [в 1996 году в книге мемуаров Лилиан рассказала, что с 1950 года до самой смерти Вильяма Шоуна (в 1992 году) она была его любовницей, и что жене Шоуна это было известно. (источник)].
см. также

1965
Публикация последнего произведения Сэлинджера. «Шестнадцатый день Хэпворта 1924 года» ("Hapworth 16, 1924") – это новелла в форме пространного письма, написанного 7-летним Симором Глассом из летнего лагеря. Эта единственная работа Сэлинджера за шестилетний период заняла бóльшую часть выпуска New Yorker от 19 июня 1965 года. И была разнесена критиками в пух и прах.

В этот период Сэлинджер буквально изолировал Клер от друзей и знакомых, сделав её, по словам Маргарет Сэлинджер, «настоящей пленницей».
Бывшая работница Сэлинджера рассказывала: «Его никогда не было дома. У него была оборудована студия, – вернее, бетонное строение, напоминающее бункер, в четверти мили от дома. Сэлинджер проводил там всё время. Мог не появляться подряд две недели. Там у него была небольшая плита, где он мог разогревать еду. Думаю, Клер приходилось туго. Когда я бывала там, Джерри всегда находился в своем писательском убежище».

К 1966 году изоляция стала сказываться на физическом состоянии Клер: врачу она жаловалась на расстройство нервов, бессонницу, потерю веса, а также раздоры в семейных отношениях.
(Дом Сэлинджера в Корнише, Нью-Гемпшир. Построен в 1966 году, в период бракоразводного процесса; писатель прожил здесь 44 года. Здесь же и скончался в 2010 году. - источник)  

1966-1967
В сентябре 1966 года Клер ушла от мужа; официальный развод состоялся 3 октября 1967 года.

1970
Сэлинджер разорвал контракт с издательством Little, Brown & Company. По требованию писателя, его агент уничтожил более ста писем, отправленных Сэлинджером в это издательство.

1972
53-летний Сэлинджер завязывает отношения с 18-летней Джойс Мейнард (Joyce Maynard). Она в ту пору была уже довольно опытным автором, писала для журналов Seventeen, Mademoiselle.
New York Times обратился к юной журналистке с просьбой написать для их издания статью.

Под названием «18-летняя оглядывается на прожитую жизнь» (An Eighteen-Year-Old Looks Back On Life) эта статья была опубликована 23 апреля 1972 года; на обложке помещена фотография девушки. «Лолита из Лолит», — комментировал позже один из её друзей. (источник)

Сэлинджер написал Джойс письмо с предостережениями по поводу тягот жизни в лучах славы.
Обменявшись с писателем 25 письмами, Джойс летом, по окончании первого курса в Йельском университете, переехала жить к Сэлинджеру в Корниш. Осенью этого года Джойс в университет не вернулась, а провела около 10 месяцев в его доме.


Роман закончился, как позже объяснял писатель своей дочери Маргарет, потому что Джойс хотела иметь детей, а он считал, что слишком стар для этого. Однако в написанной ею позже автобиографии Джойс Мейнард рисует иную картину, утверждая, что Сэлинджер внезапно оборвал их отношения и отказывался видеться с ней. Чтобы быть с ним, девушка бросила Йельский университет, потеряв стипендию.
Джойс описывает, как ей удалось выяснить, что Сэлинджер начинает отношения с молодыми женщинами с переписки с ними. Одной из таких корреспонденток позднее была и медсестра Коллин О’Нилл, ставшая последней женой писателя – на момент знакомства с Сэлинджером она была помолвлена с другим, но помолвка расстроилась.

В период совместной жизни с Джойс Мейнард, Сэлинджер продолжал писать, педантично придерживаясь графика работы, по несколько часов каждое утро. По её словам, к 1972 году он завершил два новых романа.

В редком интервью, которое Сэлинджер дал New York Times в ноябре 1974 года, он пояснил: «В том, чтобы не публиковаться, есть восхитительный покой... Мне нравится писать. Я люблю писать. Но пишу только для себя и для своего удовольствия».

Как свидетельствует Джойс Мейнард, Сэлинджер считал публикацию произведений «дьявольской помехой» (a damned interruption).
В своих мемуарах дочь Сэлинджера Маргарет описывает подробную регистрационную систему, разработанную её отцом для неопубликованных рукописей: «Отметка красным цветом означала “в случае моей смерти опубликовать как есть” ['as is']; синим цветом – сначала отредактировать; и так далее».
Один из его соседей сказал, что Сэлинджер упоминал о 15 написанных им романах.

1974
Умирают родители Сэлинджера.
Писатель дает редкое интервью для New York Times, объясняя свою реакцию на запрещенную им публикацию своих ранних рассказов.

Напечатанная в 1974 году в Беркли, штат Калифорния под названием «Полное собрание коротких рассказов Сэлинджера» ("The Complete Uncollected Short Stories of J.D. Salinger Vols. I & II"), книга, очевидно, была произведением мятежного книгопродавца Мои Московица (Moe Moskowitz).

Часть 3 - окончание

Основные источники (помимо указанных в тексте): 1, 2

Подбор материалов и перевод с английского – Елена Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...