Monday, April 07, 2014

Айя Кхема: Каждый момент мы рождаемся заново/ Ayya Khema (1923-1997), quotes collection

Айя Кхема, урожд. Ильзе Куссель (Ayya Khema, born Ilse Kussel, 1923-1997), родилась в Берлине; буддийский мастер, монахиня Тхеравады.

Из книги «Быть никем, идти никуда» (Being Nobody, Going Nowhere):

Данный ум и данное тело – наш домашний очаг и хозяйство. Если внутри дома беспорядок, то и снаружи порядка быть не может.

* * *
Всё сотворено разумом.

* * *
От соприкосновения возникает чувство. Из чувства возникает реакция. Именно это держит нас в цикле рождений и смертей. Наши реакции на наши чувства – наш пропуск к перерождению.

* * *
Каждый момент мы рождаемся заново. Смотрите на каждое новое утро как на возрождение, и вы поймете, что существует единственно этот день. То, что произойдет в следующий раз, полностью зависит от того, что мы делаем сейчас, поэтому только «сейчас» и имеет значение.
«Сейчас» — причина, следующая жизнь — результат.

* * *
Любые оскорбления, злость или угрозы относятся к тому, кто находится в их власти и их произносит. Мы не обязаны принимать это на свой счет.

* * *
Будда настолько близок к тебе, как твое сердце.

Из книги «Будь островом» (Ayya Khema, Be an island):

Величайшая поддержка для нас – осознанность, то есть целиком и полностью пребывать в настоящем моменте. Если разум остается сосредоточенным, в нем не могут возникать истории о несправедливости этого мира, о вашем друге или о ваших желаниях и сожалениях. Этими историями можно заполнить многочисленные фолианты, но когда мы сосредоточены, вся эта вербализация останавливается. Сохранять осознанность означает быть полностью погруженным в данное мгновение, не оставляя места ничему другому. Нас заполняет происходящее в данный момент, что бы это ни было – сидим мы, стоим или лежим, чувствуем удовольствие или боль, — и мы создаём лишенную суждений и оценок осознанность, «просто знание».

* * *
Мы уверены, что наши мысли принадлежат нам и что мы обязаны что-то с ними сделать, особенно если эти мысли носят недоброжелательный характер. Это ограничение, способствующее возникновению страдания.

* * *
Спокойный ум – сострадательный ум.

* * *
Есть одна широко известная басня про ловушку для обезьян, наподобие той, что использовали в Азии – деревянный ящик с небольшим отверстием. Внутри лежит лакомство. Обезьянка, привлеченная лакомством, запускает лапку в дверцу и хватает его. Но когда зверек хочет вытащить лапку, оказывается, что кулачок с лакомством не пролезает в узкую дверцу. И обезьянка оказывается в ловушке, покуда не придет охотник и не схватит её. Зверек не понимает, что ради освобождения ему нужно просто разжать кулак и бросить лакомство.
Именно так мы проживаем жизнь. Мы в ловушке, потому что хотим лакомств. Не способные оставить их, мы пойманы в бесконечное коловращение счастья и горя, надежды и отчаяния.

* * *
Если мы разделимся на два лагеря, – пусть даже это будут лагерь жестоких против лагеря милосердных, – и примкнем к одному из них, нападая на другой, — на Земле никогда не будет мира. Мы всегда будем порицать и обвинять тех, кого считаем ответственными за войны и социальные несправедливости, не признавая степени жестокости в нас самих. Мы должны работать над собой и над теми, кого обвиняем, если хотим настоящих перемен к лучшему.

* * *
Если у нас нет стремления и решимости ежемоментно взращивать нашу осознанность, мы с легкостью забываем практиковать её.

* * *
Мудрость имеет три ступени. Первая – это знания, обретенные нами, когда мы читаем или слушаем. Второй ступени мы достигаем, когда делаем эти знания нашими собственными, принимая их как ориентир всем сердцем и стремясь реализовать их в наших мыслях, словах и поступках. По мере того, как мы делаем это, наши мысли, слова и поступки очищаются, и наступает третья, наивысшая стадия мудрости.

* * *
Осознанность – не просто слово или проповедь Будды, это – существенное и важное состояние ума. Оно означает, что мы должны быть здесь и сейчас, в этом самом мгновении, и осознавать всё, что происходит внутри и вокруг нас. Это означает бдительность относительно мотивов, которыми мы руководствуемся, и умение заменить вредоносные, нездоровые мысли и эмоции полезными и благотворными. Осознанность – это внутренняя психическая деятельность, которая должным образом устраняет страдания.

* * *
В начале осознанность уничтожает тревоги и страхи по поводу прошлого и будущего; и крепко фиксирует нас в настоящем. В итоге осознанность подсказывает правильный взгляд на нашу собственную сущность.

* * *
Если не попытаемся – не узнаем.

* * *
Если мы ищем покоя и удовлетворения во внешних условиях, – мы ищем напрасно.

* * *
Иногда лучшее, что мы можем сделать очень хорошо; иногда – лишь посредственно.

* * *
Если в вашей речи нет любящей доброты, слова будут ущербны и ошибочны.

Из книги «Кто такой Я?» (Who is my self?)

Коварный враг сомнение – сомнения в Будде, в Дхарме, в Сангхе, в учителе, в своих собственных силах, в предписаниях или даже в самом учении. Эти сомнения делают медитацию не просто трудной, но невозможной. Необходимо избавиться от такого образа мыслей.

Из книги «Когда летает железный орёл» (When the iron eagle flies):

Духовная жизнь наполовину состоит в том, чтобы помнить, куда мы идем и чему противостоим.

* * *
Часто полагают, что буддийская доктрина учит, будто страдания исчезнут, если только достаточно долго медитировать, или если иначе посмотреть на сами страдания. Это совсем не так. Страдание не уходит; но исчезает тот, кто страдает.

* * *
Каждый день нам дана возможность учиться, поскольку едва ли бывает человек без какой-либо ежедневной дуккха*.

[Ду́ккха, ду́хкха (санскр. букв. «болезненность, неприятность») — термин, обычно передаваемый с языков пали и санскрита как «страдание»; однако термин скорее означает «нетерпение, непостоянство, нестерпимость»].

* * *
Если мы не начнем с себя, у нас не будет надежды искренне полюбить и других.

* * *
Когда мы видим ясно, мы можем измениться.

* * *
В итоге мы поймем (конечно, обратившись к нашему прошлому), что можем быть очень благодарны тем людям, из-за которых наша жизнь была наиболее трудной.

* * *
Лучше всего относиться к страданиям с благодарностью, ведь они происходят, чтобы преподать нам очень важный урок. Бесполезно хотеть, чтобы страдание ушло. Оно непостоянно, оно рано или поздно всё равно уйдет. Но если мы не усвоим урок, который нам пытается преподать страдание, оно точно так же возвратится.

* * *
Будда сравнивает состояние ярости с хватанием горячих углей голыми руками, чтобы бросить их в недруга. Кто обожжется первым? Конечно же, тот, кто хватает горячие угли – тот, кто гневается. Мы можем и не попасть в того, в кого целимся, – ведь если наш противник умен, он просто пригнется; а мы все равно останемся с обожженными руками.

Цитаты по изданию: Мудрость на каждый день / Daily Wisdom: 365 Buddhist Inspirations - by Josh Bartok

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...