Tuesday, October 01, 2013

Парадокс самоубийства/ The Suicide Paradox

источники (помимо указанных в тексте): The Suicide Paradox, 2, 3 (2011)

Если вас спросят, что чаще случается в США, убийство или самоубийство, что вы ответите?
Убийства, безусловно, более заметны, они неизменно в заголовках и в общественном сознании.
Но на самом деле самоубийства случаются в два раза чаще, чем убийства.
За 2009 год (самые свежие данные по проблеме) в Америке произошло около 36 500 суицидов и примерно 16 500 убийств.
Тогда почему мы так мало слышим о самоубийствах?
Отчасти потому, что это трагедия совсем иного рода. Убийство демонстрирует нарушение общественного договора, и там присутствует явный злодей. Суицид... что демонстрирует он? Сложно сказать. Это явление столь табуировано, что многие его просто не обсуждают.
[Исследователи, занимающиеся проблемой самоубийств, активно критикуют телевизионщиков, сообщающих о самоубийствах в новостях, так как считают, что это подталкивает потенциальных самоубийц к решающему шагу.]
В итоге о суициде гораздо больше вопросов, чем ответов. Например, достаточно ли мы сделали, чтобы его предотвратить? И как можно его предотвратить? И самое главное: почему люди кончают жизнь самоубийством?

(Гюстав Доре, Лес самоубийц - иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)

Мы отбросим табу и постараемся выяснить, кто чаще всего рискует совершить этот поступок (а кто рискует минимально), и что мы знаем об этом явлении. Афро-американцы, например, кончают с собой в два раза реже, чем белые, и причины тут самые разные, от расизма до вероисповедания. Мы также рассмотрим мнение тех, кто считает суицид рациональным поступком. Самое удивительное (парадокс суицида) – в том, что число самоубийств растет по мере роста уровня жизни в стране.

Ведущий, Стивен Дж. Дабнер (Stephen J. Dubner):
Дэн Эверетт (Daniel Leonard Everett, род в 1951 году) профессор, лингвист. В течение последних 30 лет он с небольшими перерывами жил в племени пираха (Pirahã) на Амазонке.

(на фото - Эверетт с семьей среди пираха)

Дэн Эверетт: Изначально я отправился к народу пираха как миссионер, с целью перевести на их язык Библию. Но за те годы, что я провел среди них, пираха обратили меня в свою веру, я сделался ученым, исследуя их культуру и её влияние на язык.

Дабнер: Пираха живут в хижинах, спят на земле, охотятся с луком и стрелами. Но более всего внимание Дэна Эверетта привлекло то, что они постоянно счастливы. По-настоящему.

Дэн Эверетт: Их счастье и удовлетворение заставили меня оставить мои религиозные цели, да и вообще мою веру, потому что пираха воплощали всё это в гораздо большей степени, чем религиозные люди, которых я знал.

Дабнер: Но это не очередная история о затерянном племени, безоблачно счастливом без всего того, что имеем мы. Это рассказ о том, чтó пережил Эверетт на заре своего пребывания в племени. Он, его жена и их трое детей закончили обедать, и Дэн собрал в своей хижине человек тридцать пираха, чтобы проповедовать им.

(карикатура: Мы принесли вам связь с современным миром.
Через месяц привезем антидепрессанты.)

Дэн Эверетт: Я всё еще оставался тогда пламенным христианским миссионером и хотел поведать им, как Бог изменил мою жизнь. Я рассказал им историю о моей мачехе, о том, как она покончила с собой, потому что была в глубокой депрессии, потерянная и отчаявшаяся. Вместо слова «депрессивная» я сказал «печальная». Итак, она была крайне грустна. Она плакала. Чувствовала растерянность. Она выстрелила себе в голову и умерла. Это возымело на меня глубочайшее духовное воздействие, позже я стал миссионером и приехал к пираха, – всё это спровоцировал суицид мачехи. Я рассказал это как можно мягче и сочувственнее, стараясь передать то громадное влияние, которое оказала на меня эта смерть. И когда я закончил рассказ, все вокруг разразились хохотом.
Когда я спросил их, чему они смеются, пираха ответили: «Она себя убила. Нам это очень смешно. Мы себя не убиваем. Ты говоришь, что вы, белые люди, стреляете себе в голову? Мы убиваем животных, но не убиваем себя». Для них эта история была совершенно непостижима, у них не было случая, чтобы кто-то себя убил.

Дабнер: За 30 лет, в течение которых Эверетт изучает племя пираха, не было ни одного суицида. Дело не в том, что в Амазонии не случается самоубийств – для некоторых других племен это серьезная проблема.

Дэн Эверетт: Некоторые предполагают, причина в том, что у пираха нет того уровня стресса, какой присущ нашей современной жизни. Но это неправда. Среди них почти 100% заболеваемость малярией, характерной для этой местности. Пираха много болеют. Их дети умирают в 75% случаев. 75% детей умирают, не дожив до пяти-шести лет. Это невообразимое бремя.

Дабнер: То есть группа людей хохотала над суицидом? Не похоже на Штаты, верно? Здесь самоубийство – не предмет для шуток, и случается оно не так редко. По сравнению с остальными странами, Америка где-то в середине списка. Но что интересно: США знамениты довольно высоким уровнем убийств – цифра в два, три и даже пять раз выше, чем в других развитых странах.

Ведущий Стив Левитт (Steve Levitt): А суицидов почти в два раза больше, чем убийств. Но обычно, когда кто-то покончил с собой, газеты не пишут об этом, однако непременно напишут об убийстве.

Я всегда задавался вопросом: почему не большее число людей кончают с собой? То есть, я думал о самых бедных людях на земле, живущих менее чем на доллар в день, вынужденных идти пять километров, чтобы набрать воды и нести 30-литровые ёмкости с водой обратно, просто чтобы как-то выжить; эти люди делают всё возможное, чтобы остаться в живых. Если бы я был в таких условиях, разве не покончил бы с собой?

Дабнер: И что говорит о человеческой природе тот факт, что люди в гораздо худших условиях, чем ты, не убивают себя в огромных количествах?

Стив Левитт: Предполагаю, что эволюционно в нас «встроено» непобедимое желание оставаться в живых, которое, если взглянуть на него с современной точки зрения, не имеет особого смысла.

Дабнер: Но как понять резоны суицида? Если бы лично ты потерял друга или родственника, было бы трудно даже думать про «поиск смысла». Но давай рискнем пролить свет на обычно ничем не тревожимую тьму, попробуем. Прежде всего, нам нужен какой-то Виргилий, который бы провел нас... кто-то, кто размышляет о самоубийстве и смерти долгое время...
Дэвид Лестер – профессор психологии в Ричард Стоктон Колледж, Нью-Джерси:

Дэвид Лестер (David Lester): Я родился в 1942 году, 22 года прожил в Лондоне. А первые три года моей жизни, как рассказывала моя мать, мы ночевали в бомбоубежище.
Пролетающие над нами назывались самолеты-снаряды, потому что они гудели, когда работал мотор. Когда гудение прекращалось, это означало, что бомба сброшена, и она может угодить в твой дом. Мать говорила, что даже младенцем-ползунком я был страшно этим напуган, и что я слышал их еще до того, как начиналась воздушная тревога; я спешил в укрытие еще до её объявления. Лет 10 назад я вспомнил этого младенца, страшно напуганного снарядами и прячущегося от них. Тогда я не имел еще какого-либо понимания смерти, но, видимо, закладывал основу интереса, возникшего позже. Я стал танатологом вообще и суицидологом в частности.

Дабнер: Лестер – президент американской ассоциации суицидологии, а также автор более чем 2 500 статей и книг, половина из которых посвящены суициду. Поэтому мы ожидаем от него сведений в области, которая, по его же словам, еще не изведана.

Дэвид Лестер: Прежде всего, от меня ждут знания ответа на вопрос, почему люди убивают себя. Ни я, ни мои коллеги не можем точно на него ответить.

Дабнер: Так что известно о самоубийстве? В США, к примеру, с собой кончают в 4 раза больше мужчин, чем женщин.
Около 56% мужчин используют оружие, в сравнении с 30% женщин. Это объясняет гендерную разницу, ведь самоубийство с использованием огнестрельного оружия, как правило, успешно. Женщины в основном используют «отравление» – какую-либо форму передозировки.
Риск самоубийства для мужчин и женщин вне брака, овдовевших или разведенных, возрастает. Наиболее часты суициды среди мужчин в возрасте 75 лет и выше. Для людей в возрасте от 25 до 34 лет суицид – вторая в списке причина смерти. А также суицид – в пятерке причин смертности для американцев от 15 до 54 лет.
Наибольшее число самоубийств происходят по понедельникам.

Дэвид Лестер: Эффект «печального понедельника» (blue Monday effect).

Дабнер: ...Но не в канун Рождества или Нового года, как предполагают многие.

Дэвид Лестер: Нет, в государственные праздники не наблюдается всплеска самоубийств. В большинстве стран число суицидов растет весной. То есть, люди надеются, что весной всё будет лучше, но ничего не меняется, и они погружаются в суицидальную депрессию.

Дабнер: Дэвид Лестер выяснил – суициды и убийства случаются в разное время. Число убийств растет по выходным, в гос-праздники, а также летом и зимой. Убийства чаще случаются в городах, чем в сельской местности. Для самоубийств всё наоборот.

Социолог Мэтт Врэй (Matt Wray): Коротко говоря, я изучаю неудачников. Гористый Запад непропорционально населен белыми мужчинами среднего и старшего возраста, одинокими, без отношений и привязанностей, обычно безработными и имеющими в распоряжении оружие. Это может оказаться объяснением для ситуации, которую мы наблюдаем.

Дабнер: В Америке есть лишь три места, где уровень убийств выше уровня самоубийств: Луизиана, Мэриленд и округ Колумбия. Не совпадение и то, что здесь высокая плотность афро-американского населения.

[…] Как правило, мы не знаем, что происходит в голове человека, обдумывающего самоубийство. Но когда жизнь печальна и тяжела, когда кажется, что нет средств к её улучшению, кого или что винить? Можно обвинять других людей. Или себя. Или... песню?
Десятилетиями социологи изучали влияние средств массовой информации на уровень числа самоубийств. Некоторые из них доказали, что широко разрекламированный суицид (определенным образом описанный) может спровоцировать волну подражателей. Суицидальное заражение.

[Следует рассказ о книге «Страдания юного Вертера» Гёте (1774), спровоцировавшей волну самоубийств]

Дэвид Филлипс (David Phillips), профессор социологии университета Сан-Диего. В 1974 году, ровно через 200 лет после выхода «Страданий юного Вертера», он выпустил работу под названием «Влияние суггестивности/внушения при совершении самоубийств: независимые и теоретические следствия эффекта Вертера» (The Influence of Suggestion on Suicide: Substantive and Theoretical Implications of the Werther Effect).

«Эффект Вертера» предполагает, что в случае, когда СМИ сообщают о сенсационном самоубийстве, особенно если жертва знаменита, можно ожидать всплеска числа суицидов.(Мэрилин Монро и т.п. После сообщений о её самоубийстве средний уровень суицидов вырос на 10%.) После подобного сообщения наблюдается также рост числа автокатастроф, в которых пострадавшим оказывается только водитель. Обычно это молодые люди, и Дэвид Филлипс называет такие аварии замаскированным видом суицида.

Но дело не в причинах самоубийства, а в непосредственном толчке к его совершению.

Томас Найдеркротенталер (Thomas Neiderkrotenthaler), старший преподаватель медицинского университета Вены, рассказывает об «Эффекте Вертера», накрывшем столицу Австрии примерно через 10 лет после публикации вышеупомянутой работы американского социолога:

В начале 1980-х в венском метро многократно увеличилось число самоубийств и попыток самоубийства.
• В 1983 году один человек кинулся на рельсы в метро, он выжил.
• В 1984 году было 7 суицидов в венском метро. О них газеты написали подробные рассказы.
• В 1985 году – 13 человек кинулись на рельсы, 10 погибли; последовали еще более красочные истории в газетах.
• Пик в 1987 году, 11 успешных суицидов в метро, и 11 неудачных.
Наконец Австрийская Ассоциация по предотвращению самоубийств (Austrian Association of Suicide Prevention) предложила СМИ снизить обороты. Были выпущены целые списки рекомендаций, например, не включать слово «самоубийство» в заголовки, не публиковать фотографии горюющих родственников. Удивительно, но австрийские СМИ прислушались, историй стало гораздо меньше и они подавались не столь красочно.
В этот период число самоубийств в венском метро упало почти на 80%. И, как ни странно, количество суицидов оставалось весьма низким до самого последнего времени.

Социолог Дэвид Филлипс не считает удобным диктовать СМИ, что делать; права СМИ не должны нарушаться, уверен он. Когда к нему обратилась Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization) и Ассоциация представителей прессы (AP Managing Editors Association), Филлипс сказал: «Отнеситесь к истории о суициде как к рекламному ролику. Если вы подадите её в выгодном свете, люди захотят это сделать... А, например, когда человек застреливается, труп выглядит ужасно. Или «Когда человек выпивает яд, он обычно испражняется в постель». Что-то подобное... Если говорить о боли и разложении, думаю, меньшее число людей захотят следовать примеру самоубийцы».

Дабнер: Так что насчет песни?

Дэвид Леснер: В 1930-х годах пара венгров сочинила песню под названием «Мрачное воскресенье» (“Gloomy Sunday”, венг. Szomorú vasárnap, написана в 1933 году), которая, как считают, спровоцировала волну самоубийств по всей Европе.

Пианино композитора Режё Шереша (Rezso Seress, 1899-1968) всё еще находится в ресторане Будапешта, где он когда-то исполнял свою самую известную песню.

*
68-летний Шереш покончил с собой в январе 1968 года в Будапеште. Он выбросился из окна, выжил, но в больнице всё же завершил начатое, повесившись на электропроводе. Некролог в «Нью-Йорк Таймс» упоминает печально известную песню:

«13 января, Будапешт

Как стало известно сегодня, Режё Шереш (Rezsoe Seress), чей погребального настроения хит «Мрачное воскресенье» обвиняли в том, что в 1930-е годы он спровоцировал волну самоубийств, покончил с собой.
По официальным данным Шереш выбросился из окна своей квартиры в это воскресенье [11 января 1968 года], вскоре после своего 69-летия [ошибка: после 68-летия].
1930-е были отмечены глубочайшей экономической депрессией и политическими беспорядками, приведшими ко Второй мировой войне. Печальная песня, написанная господином Шерешом на стихи его друга, поэта Ладисласа Явора (Ladislas Javor), возглашает: «Моё сердце и я решили покончить со всем этим».
Песню обвинили в резком увеличении числа самоубийств, и в итоге она была запрещена венгерскими властями.
В Америке, где англоязычную версию исполнил Пол Робсон (Paul Robeson) её запретили некоторые радиостанции и клубы.
Господин Шереш говорил, что успех «Мрачного воскресенья» лишь углубил его депрессию, поскольку он уверен, что не сумел бы написать второй столь же популярный хит».

*
Герой песни подумывает о самоубийстве. Он или она хочет воссоединиться с недавно умершей (-шим) возлюбленной (-ным). Сегодня это может прозвучать чересчур мелодраматично, но в те годы около 200 человек покончили с собой после прослушивания этой песни.

Венгерский психиатр Золтан Рихмер (Zoltan Rihmer) говорит, что песня стала триггером, непосредственным толчком.
На Би-Би-Си её исполнение было запрещено до 2002 года.
В наши дни посетители ресторана, где когда-то выступал Шереш, до сих пор просят сыграть эту песню, и владелец ресторана не отказывается. Но в песне и ему слышится суицидальное настроение. И неудивительно, что её автор покончил с собой почти в 70 лет...

К сожалению, эта история суицида в Венгрии применима не к единственному человеку или песне. В стране царила настоящая эпидемия самоубийств. На протяжении почти всего прошлого столетия Венгрия занимала первое место в мире по числу суицидов. Сейчас уровень самоубийств там в два раза превышает число самоубийств в США. Но почему так много жителей в этой стране убивают себя?

Венгры Силвия (Szilvia) и Левент Ладомержки (Levente Ladomerszky) познакомились на одном концерте. Она занималась финансами, он был неврологом. – Он был чудесным, - вспоминает Силвия. – Очень хорош собой, очень умен.
Они влюбились, поженились, родилась дочь. Но хэппи-энда не получилось. В семье Левента прослеживалась история душевных расстройств, и он опасался дурной наследственности.

Силвия вспоминает: – Перед свадьбой мы сидели за столом на кухне, и он рассказал мне об этом. Сказал, что если с ним такое когда-нибудь произойдет, и ему придется принимать лекарства, он не станет этого делать: предпочтет умереть, потому что лекарства для облегчения психических заболеваний изменяют личность пациента, а он хотел остаться самим собой.
Состояние Левента ухудшилось, его госпитализировали, и через несколько лет случилось именно так, как он говорил. Воспользовавшись минутами, когда сестры и врачи вышли из его палаты, он повесился.
– Моё собственное самоубийство я могу забыть, но смерть мужа... Это до сих пор с нами.
Дело в том, что Силвия пыталась покончить с собой за годы до того, как познакомилась с Левентом. Но она говорит, что не хотела умереть – это был крик о помощи: – Я проглотила пригоршню таблеток, но их не хватило бы, чтобы меня убить.

В Венгрии каждый знает историю, похожую на историю Левента и Силвии. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2008 году в стране покончили с собой около 2 400 человек. Для сравнения, в Греции (страна по площади примерно равна Венгрии) за тот же период имело место 394 суицида.

Золтан Рихмер (Zoltan Rihmer) – профессор психиатрии в университете Земмельвейса (Semmelweis University). Он говорит, что такой высокий уровень самоубийств в Венгрии объясняется двумя факторами. Первый: широкая распространенность биполярного расстройства – 5% населения, мировой уровень вдвое ниже. Среди людей с биполярным расстройством риск самоубийства гораздо выше. Второй фактор – алкоголь. Венгрия – на третьем месте в мире по количеству употребляемого алкоголя.

Говорит психиатр Каталин Шанто (Katalin Szanto): На юго-западе страны расположен Кишкунхалас (Kiskunhalas), славный маленький городок. Там находится музей кружев, и многие местные жительницы занимаются плетением чудесных кружев. С другой стороны, пройдясь по улицам вы увидите много пьяных людей около пабов. А посетив психиатрическое отделение местной клиники заметите, что ситуация очень, очень трудная.

До 2005 года Кишкунхалас был эпицентром самоубийств в Венгрии. По сравнению с остальной страной здесь самоубийства происходили вдвое чаще.

Рассказывает доктор Агнес (Dr. Ágnes Rácz Nagy), руководитель психиатрического отделения клиники Кишкунхаласа:
– Однажды я познакомилась с большой семьей, в которой произошло десять суицидов.
В 2001 году доктор Агнес и её коллега начали проводить 100 «психологических вскрытий», то есть они подробно беседовали с теми семьями, где кто-то из членов покончил с собой.
Доктор Агнес: В 67 случаях имело место нарушение настроения или эмоционального состояния, в 60 других случаях – алкоголь. И конечно, было огромное множество случаев, когда эти факторы пересекались.

Исследование велось в Кишкунхаласе в течение пяти лет. Доктор Каталин Шанто и её команда провели подготовку среди городских терапевтов, чтобы те могли предотвращать случаи суицида. Организована горячая линия для жителей городка, а также продажа доступных антидепрессантов. Усилия дали плоды – за последние пять лет зарегистрировано на 34 самоубийства меньше, чем за тот же период до введения программы.
Уровень самоубийств в этом районе страны снизился на 16%, а среди женщин – на 34 %. Но даже несмотря на успех программы в Кишкунхаласе, она не работает в целом по стране; уровень самоубийств в Венгрии по-прежнему самый высокий в мире.

Мы снова в Будапеште. Куда бы вы ни пошли, всюду на улицах музыканты исполняют классическую музыку. Над Дунаем раскинулся мост Маргит – изумительное зрелище. В то же время это место, откуда бросается в реку множество людей.

Психиатр Бела Буда (Dr. Bela Buda): – Мне 73 года, я всю жизнь прожил в Будапеште.
Он знает 12 языков. Всю свою профессиональную жизнь доктор Буда посвятил поиску решения проблемы самоубийств. Он создал первую горячую линию помощи потенциальным самоубийцам, работал в психиатрических отделениях клиник с особенно высоким числом суицидов.
Но по его словам, решить проблему сложно, поскольку многие люди не видят в самоубийстве никакой проблемы:
Общественное мнение в Венгрии весьма благосклонно относится к самоубийству. Когда кто-то кончает с собой, это называют смелым поступком. Это значит, человек был достаточно отважен, чтобы разом покончить с мучениями. Например, о пожилом человеке, который повесился, скажут, что он был смел и благороден, избавив семью от тягот забот о его существовании.

*
Из статьи, Нью-Йорк Таймс (1987):
«У венгров положительное отношение к самоубийству. “Он прав, он смелый человек, который не хотел больше страданий и героически принял смерть”, – так скажут о самоубийце», – говорит доктор Буда. «Экономический спад и инфляция в 1980-х создали дополнительное давление и трудности, особенно для пожилых людей, живущих на небольшие пенсии. Средний возраст жертв суицида – выше 60 лет».

*
Из статьи (1999):
Самоубийство стало мрачной балладой в неспокойной истории Венгрии. Это явление преследует Австро-Венгерскую империю с начала XX столетия. В последние 30 лет уровень самоубийств снова возрос.
Причин суицидальных наклонностей венгров много: гены, романтизм, алкоголизм, нехватка социальных программ, а также (как любят говорить творческие люди) суровая мрачность венгерской души.
Психиатр Беата Темешвары (Beata Temesvary), возглавляющая венгерскую ассоциацию по борьбе с самоубийствами (Hungarian Association for Suicide Prevention): «Пессимизм. Это большая проблема. Что-то такое есть в характере венгров. Настроения колеблются между восторгом и депрессией. Многие венгры страдают также нарциссизмом».

Поэт и психиатр Тамаш Шонда (Tamas Zonda, род. 1940) не поддерживает теорию меланхоличного духа, хотя его собственные стихи отмечены упоминанием смерти и пустоты. Шонда говорит, что высокий уровень самоубийств объясняется историей Венгрии: в начале века над страной доминировали австрийцы и немцы, для тех и других характерно высокое число суицидов, а также распространение языческих самоубийств в давние времена среди племен, населявших южные области Венгрии.
«Самоубийство – феномен, который зародился в XVII веке в Англии, и с тех пор бродит по Европе... Самоубийства в Венгрии имели место даже при коммунистах. У славян есть религия. На Балканах – национализм. А венграм не за что уцепиться. Мы свободны, но не знаем, что делать с этой свободой», - говорит Шонда.

Суицид для знаменитых и менее известных венгров стал любимым путем бегства из жизни. В 1930-х поэт Йожеф Аттила (Joszef Attila, 1905-1937) бросился под поезд [википедия указывает, что поэт проявлял симптомы шизофрении – Е.К.]. В 1940-х премьер-министр Венгрии Пал Телеки (Pal Teleki, 1879-1941) застрелился в знак протеста против гитлеровской оккупации. Сцилла Молнар (Csilla Molnar, 1969-1986), первая Мисс Венгрия, покончила с собой, наглотавшись таблеток, вызвав по меньшей мере 20 суицидов-подражателей.
Знаменита Венгрия и песней «Мрачное воскресение». Её успех не переставал удивлять автора, композитора Шереша, который в 1968 году покончил с собой.

Художница Софи Паскуалетти (Sophie Pasqualetti), вся в черном, рассуждает: «Наша национальная культура насыщена одиночеством. Моим спутником был итальянец, и он легко находил решение проблем, относился к ним оптимистично. Но венгры полны драматизма и тоски. Мы эмоциональны, но лишены юмора. Я лично гораздо более творчески продуктивна, когда моя жизнь полна горечи. Когда я счастлива, то не могу работать».

*
Из статьи:
Число самоубийств в религиозные и государственные праздники в Венгрии составило 133 699 случаев в период с 1970 по 2002 годы. Мужчины и женщины чаще совершают самоубийства по понедельникам; в выходные число самоубийств сокращается.
На Рождество и Пасху мужчины реже кончают с собой.
Государственные праздники не влияют на число самоубийств.

Ведущий С. Дабнер: Мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско в следующем [2012] году отметит 75-летие. Вы услышите массу хвалебных фактов, самую разную статистику. Но одну цифру вы, вероятнее всего, не услышите, по крайней мере, в официальных сообщениях, — данные о жертвах суицида.
После открытия Моста «Золотые ворота», бросившись с него покончили с собой более 1 400 человек. Только за прошлый [2010] год здесь покончили с собой 32 человека.

Сейчас появилось еще одно место, где ежегодно совершается множество самоубийств — лес Аокигахара в Японии [«Море деревьев», Aokigahara Forest. Данные разнятся, но по документам начиная с 1988 года в лесу убивают себя около 100 человек в год, обычно путем повешения или передозировки таблеток].

Водитель такси (таец): — Однажды я подвозил человека к мосту «Золотые ворота» часов в 11 ночи.
Он говорит: Не хотите узнать, зачем я еду на мост поздним вечером? — Нет, но если захотите рассказать, я послушаю. – Я собираюсь спрыгнуть с моста. – Ладно. – Вы не будете меня отговаривать? — А зачем мне это?
И мы приехали к мосту, проезд тогда обошелся долларов в семь, кажется. Он порылся в бумажнике, нашел 10 долларов и отдал мне.
— Думаю, сдача вам не нужна, — сказал я. — Вы правы, сдача не нужна, — ответил он.
Я высадил его на мосту, потом развернул машину и позвонил диспетчеру: — Надо бы вызвать сюда береговую охрану, — сказал я. И он вызвал. Не знаю, может, я был слишком суров с тем пассажиром. Не знаю, чем там кончилось... если он всерьез собирался прыгнуть.

Ведущий С. Дабнер: Итак, мы не знаем, действительно ли прыгнул тот человек с моста той ночью. Если да, то скорее всего он погиб, так как только 2% бросившихся с моста выживают. Мы также не знаем ничего о том человеке: потерял он работу? подрался с кем-то? был пьян? На все «почему» касательно совершения людьми самоубийства мы практически не имеем ответов. Мы не знаем, для какого числа самоубийц это был поиск помощи. И сколько из них смогли эту помощь получить. Мы даже не знаем, сколько человек из тех, кто совершает самоубийство, страдают психическими расстройствами.

Дэвид Лестер (профессор психологии в Ричард Стоктон Колледж, Нью-Джерси): Касательно психических расстройств мнения специалистов столь разноречивы, что данные разнятся от 5% до ...94%. Существует также загадка суицидального импульса. Я столкнулся со случаем, когда время между импульсом и совершением самоубийства составило около 5 секунд. Человек шел по мосту, и внезапно возникла эта мысль. Думаю, он находился в ситуации финансового стресса, но до этого мысль о самоубийстве в голову не приходила. А тут он себе говорит: я должен убить себя. И прыгает с моста. Этого человека спасли. По-моему, это самый краткий интервал между импульсом и поступком.

Дабнер: Одно из научных исследований рассматривало попытки совершения самоубийств среди людей в возрасте от 15 до 34 лет в Хьюстоне. Выяснилось, что в 70% случаев время между решением покончить с собой и его осуществлением составило менее часа. 70%.
Для четверти рассматриваемых случаев этот временнóй интервал составил пять и менее минут. Поразительно.
Люди принимают необратимое решение – покончить с жизнью, – под влиянием минуты.
И как их можно остановить? Помните таксиста-тайца, который не подумал разубеждать своего пассажира? «Зачем мне это надо?» Звучит жестоко, верно? Или нет? Ваша жизнь – это ваша жизнь. Отнимать жизнь кого-то другого – преступно. А вашу собственную – нет, во всяком случае, как показывает практика. Так что же, считать суицидальный импульс рациональным выбором?

Экономист Дэн Хамермеш (Dan Hamermesh) из техасского университета – автор исследования под названием «Экономическая теория суицида» (An Economic Theory of Suicide).
Эпиграфом он взял слова Артура Шопенгауэра: «Когда ужасы жизни начинают перевешивать страх смерти, человек положит конец своей жизни».

Начиная в 1972 году работу над своей темой, Хамермеш вспомнил стихотворение, читанное им в школе: «Ричард Кори», которое написал в конце XIX века Эдвин Арлингтон Робинсон (Edwin Arlington Robinson, 1869 - 1935), американский поэт, писатель и драматург, лауреат Пулитцеровской премии.

Хамермеша поразила последняя строка («отправил пулю в лоб»):
– Меня всегда крайне волновал вопрос, почему так много самоубийств происходит среди богатых людей. Как экономист я считал это глупостью, поскольку уверен, что обычно богатые люди более счастливы. Если его предприятия и доход растут, человек с меньшей вероятностью покончит с собой. Обо всем этом я размышлял весной 1972 года.

Дабнер: Итак, Дэн Хамермеш сделал то, что делают экономисты: разработал модель, определяющую условия, при которых суицид можно считать рациональным выбором. Он исходил из трех предпосылок, что число суицидов:
• растет с возрастом;
• сокращается при росте дохода;
• сокращается, если сильно «желание жить».
Ничего радикального, но в те годы никто другой подобного не делал. Хамермеш вставил в эту модель данные Всемирной организации здравоохранения, и все его предположения подтвердились.

Он также подсчитал цену возможности (стоимость сделанного выбора; эквивалентна выгоде, которую можно было бы получить в случае принятия наилучшего из отвергнутых вариантов). Для 50-летнего и 70-летнего ожидания будущего счастья, дохода и т.п. различны, поэтому цена суицида выше для 50-летнего. Но имеет ли экономический смысл для любого человека совершать суицид, зависит от того, что экономисты называют функцией полезности (utility function) – то есть насколько вы сами цените вашу жизнь. И мы возвращаемся к фразе Шопенгауэра.

Хамермеш был не первым человеком, размышлявшим над проблемой самоубийства подобным образом.
Платон утверждал, что в некоторых случаях самоубийство ошибочно, в других – нет. Аристотель считал суицид трусостью, оскорблением для общества.
Стоики называли самоубийство поступком мудрого: его совершали не от отчаяния, не от волнения или депрессии, но в качестве разумного, взвешенного и ответственного акта подлинно мудрого человека.

(Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа», 1787)

из статьи: Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т. п. Самоубийство рекомендовалось при обстоятельствах, делающих невозможным идеально-нравственное поведение.
Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. это вырвет его из неразумного хаоса жизни и приобщит к идеальной разумности мирового целого. По преданию Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих др. стоиках древности.

«Пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания Сенату и, получивши разрешение, покидает жизнь. Если обижен судьбой – пей цикуту. Если ты сломлен горем – оставляй жизнь. Пусть несчастный расскажет про свои горести, пусть власти дадут ему лекарство, и его беде наступит конец».
См. также эссе П. Сорокина

*
Кэролин Хейлбрун (Carolyn Heilbrun, 1926-2003) в Колумбийском университете изучала творчество Вирджинии Вулф, а также писала детективные романы. Она славилась яркими афористичными высказываниями и нестандартными заявлениями.
Еще в юности Кэролин решила, что когда ей исполнится 70 лет, она покончит с собой.
Её семья — муж-экономист и трое взрослых детей — были в растерянности.
Однако 70 лет Кэролин минуло, а самоубийство не состоялось; семья вздохнула с облегчением.
Видимо, она передумала; и даже написала книгу «Последний дар времени: жизнь после 60» (The Last Gift of Time: Life Beyond Sixty).
Дочь Кэролин вспоминает, что та умела наслаждаться жизнью, радоваться даже повседневным мелочам.

Дабнер: Кэролин Хейлбрун дождалась, пока ей исполнилось 77 лет. И 9 октября 2003 года она покончила с собой. Она не была больна, не была в депрессии. В прощальной записке говорилось: «Путешествие завершилось, люблю вас всех. Каролин». Это кажется нерациональным, говорит её дочь, но видимо, сама Кэролин всё хорошо обдумала, для неё это был рациональный выбор.

[Однажды осенним утром 2003 года Кэролин прогуливалась по Нью-Йорк-Сити со своей давней подругой Мэри Энн Коус (Mary Ann Caws) и сказала ей: «Мне грустно». Мэри спросила, почему, услышав в ответ: «Мироздание» ("The universe"). После прогулки Кэролин вернулась домой. А на следующее утро её нашли мертвой. Она приняла снотворное и надела на голову пластиковый пакет.
Сын Кэролин рассказал, что его мать была здорова, никаких физических или душевных недугов. Она просто чувствовала, что её жизнь «завершена» ("completed"). - источник]

Исследователи сумели найти кое-какие ответы на вопрос, что такое самоубийство, кто чаще всего их совершает, как и когда. Но вопрос «почему?» остается мало проясненным.

Дэвид Лестер, профессор психологии:
Я изучал качество жизни в разных странах и в разных штатах Америки. В регионах с более высоким уровнем жизни число самоубийств выше. Итак, качество жизни не измеряется богатством. Качество жизни включает в себя массу показателей: здоровье, образование, культуру, географию, и так далее.
Антрополог Рауль Наролл (Raoul Naroll, 1920 – 1985) называл самоубийство признаком больного общества. Я в своих работах доказываю обратное: самоубийство – черта здорового общества. [кажется, профессор путает термины: «здоровое» и «богатое» вовсе не одно и то же, он сам он этом говорил выше. Самоубийства – черта больного богатого общества. - Е.К.]
Так что, знаете ли, это загадка. Можно даже назвать это парадоксом.

* * *
Е.К.: Чуть подробнее о заинтересовавшем меня исследователе племени пираха:

Грамматика счастья/ The Grammar of Happiness: An Interview with Daniel Everett (март 2012):

Дэн Эверетт: Самым важным переживанием стала смерть моей матери, когда мне было 11 лет. Ей было 29. Моя жизнь тогда изменилась, я понял, насколько это хрупкая штука. Не было ни дня, чтобы я не вспоминал о матери. И с тех пор я осознал, что когда-нибудь умру, и перестал бояться смерти. Я чувствовал, что раз умерла мама, то и мне нечего бояться смерти.

из статьи: Родители Дэна были почти подростками, когда он родился; а когда мальчику было 2 года, разошлись. Мать работала официанткой; однажды она поскользнулась и упала, уронив поднос - спровоцировав аневризму. Дэн: «Это самое большое потрясение в моей жизни. Не проходит и дня, чтобы я не вспоминал об этом». Мать три дня пролежала в коме, но мальчика к ней не пускали: «Так что в последний раз, когда я её видел – утром того дня, когда она уходила на работу».

Как получилось, что вы оказались среди племени пираха (Pirahã)?
Дэн Эверетт: Я познакомился с девушкой, выросшей в Бразилии, её родители были миссионерами. Мы решили стать миссионерами, прошли обучение, отправились в Бразилию переводить и распространять Библию. Нас попросили поработать с Пираха, потому что их язык не был похож на другие. Мне легко давалась лингвистика, наверное, поэтому решили отправить меня.

из статьи: Керен Грэхамс (Keren Grahams), дочь миссионеров, и сама мечтала стать миссионеркой. Когда Дэну было 18, они поженились. Один за другим родились трое их детей. В 26 лет Дэн, Керен и их дети отправились на Амазонку.

Вы пришли обратить в веру их, но они обратили вас.
Дэн Эверетт: Это точно. Я пришел рассказывать им о Боге, о необходимости спасения, чтобы попасть в рай, а не в ад. Но я увидел, что для этих людей всё то, что было важно для меня, ничего не значило. Они не могли понять, почему я решил, будто имею право рассказывать им, как жить; хотя они прилежно старались меня понять, относились ко мне с уважением. Но они не могли понять, как это возможно: чтобы те, кого ни я, ни кто-либо из моих знакомых никогда не видел, не знал, могли бы считаться подходящим источником поучений, как им жить.
К тому же, во многих отношениях их жизнь была гораздо лучше, чем у большинства религиозных людей, с которыми я был знаком. В том, как пираха справлялись с трудностями, как относились друг к другу. Я не говорю, что это идеальные люди – никто не совершенен. Но мне они показались удивительно вдохновляющими, хотелось следовать за ними. И конечно, некоторое время спустя я никак не мог доказать, подтвердить идею, будто я знаю о жизни больше, чем они.

из статьи: Жизнь племени мало отличалась от того, как они жили тысячу лет назад. Племя охотится и занимается собирательством; едят рыбу, насекомых, обезьян и крыс. Собирают тапиоку, но организованного подобия сельского хозяйства нет. Пираха очень мало знают о прошлом и будущем – они живут в настоящем. Средняя продолжительность жизни 40-45 лет. Многие умирают от малярии.
Но Дэн Эверетт заметил, что они почти всё время улыбаются.
За несколько лет Дэн начал говорить на их языке, что крайне сложно: чтобы выучиться язык, надо думать так, как люди, говорящие на нем. А для современного жителя Запада думать так, как охотники-собиратели из Каменного века, непросто.
Пираха не создают своих мифов. У них нет слов для обозначения прабабушек и прадедушек, поскольку никто не доживает до времени появления правнуков.
В языке нет названий из цветовой гаммы, нет сравнений (больше – меньше), почти нет слов относящихся к прошедшему времени. Предложения очень короткие: лишние слова в джунглях могут быть гибельны.
Однажды Керен и одна из дочерей заболели малярией, Дэн повез их к доктору, за много миль. Провожающие его пираха просили привезти консервированного мяса.
Дэн: «Как-то раз явилась группа мужчин-пираха. Они сказали, что раньше им уже пытались рассказывать про Иисуса. "Но мы не хотим быть американцами. Мы пираха. Мы хотим пить (алкоголь) и иметь как можно больше женщин. Иисуса не хотим. Не хотим жить, как вы. Если хочешь, ты можешь остаться. Но не говори нам про Иисуса"».]

Так в чем же секрет их счастья?
Дэн: Я уверен, что пираха счастливы, потому что не заботятся о прошлом или будущем. Они удовлетворяют только свои сегодняшние потребности. Они не хотят ничего, что не могут обеспечивать себе сами. [а алкоголь?] Во всяком случае, я такого не видел. То есть, я привожу с собой какие-то вещи, и пираха просят что-то, чего не могут сделать: спички, какие-то горшки-кастрюли. Если я им это даю – хорошо, если нет – тоже хорошо. Они совершенно не интересуются материальной стороной. Для них важно иметь возможность быстро и налегке передвигаться. Я нигде, даже в лесах Амазонии, не видел другого такого племени, так мало заинтересованного в чем-то материальном.

Каковы доказательства счастья людей пираха? С одной стороны, любой, кто побывал среди пираха, говорит, что никогда не видел так много постоянно смеющихся и улыбающихся людей. Это внешнее доказательство счастья. Но кроме того, вы не увидите пираха в депрессии или плачущими. Не бывает среди них синдрома хронической усталости. Не бывает самоубийств. Для пираха такое явление неизвестно. Среди пираха я никогда не сталкивался со случаями каких-то психических расстройств, связанных с депрессией или печалью. Они работают, приходят домой, разговаривают. Они счастливы. Ночью они поют. Утром просыпаются, и всё делают снова. Это поразительная степень довольства без потребности в изменяющих сознание веществ или состояний.
[а как насчет алкоголя? В этой статье – рассказ о пираха, опоившем "целебным" алкоголем больного ребенка, умершего в результате;
«Да, у пираха проблема с алкоголем»... - см. Интервью Дэна Эверетта]

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

«Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой». М. Ганди

2 comments:

ogaamushi said...

Здравствуйте! Возможно Вас заинтересует мой блог: http://descendingecho.blogspot.com/
Я стараюсь публиковать переводы различных материалов из японского интернета; нередко в них затрагивается тема поиска смысла бытия и другие важные вопросы.
Спасибо, что уделили внимание.

Elena Kuzmina said...

ogaamushi, спасибо за комментарий.
Успехов Вам в переводческой работе! :)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...