Wednesday, September 11, 2013

Японская художница Риса Фукуи - мастер кириэ/ Kirie (paper cutout) artist Risa Fukui

В программе телеканала NHK World Design talks участвует художница Риса Фукуи (Risa Fukui website).


Риса Фукуи родилась в 1975 году в преф. Сидзуока (Shizuoka Prefecture). Она создает произведения, используя технику кириэ (Kiri-e), вырезая картины на бумаге (в отличие от киригами/ Kirigami, или монкири/ Monkiri, где бумагу еще и складывают, наподобие оригами).


Филигранная точность и ювелирная детальность создаваемых художницей полотен принесла Рисе Фукуи известность, привлекли внимание как соотечественников, так и зарубежных зрителей.


Художница выработала собственный уникальный стиль, используя новаторский подход к традиционному японскому искусству вырезания по бумаге.


Специалисты считают, что Риса вскоре станет ведущим художником работающим в этой технике. Она занимается множеством проектов в самых разных областях, включая сотрудничество с Reebok в создании дизайна новых кроссовок; дизайн одежды для японской певицы и актрисы Мики Накасимы (Mika Nakashima), оформление сценических декораций, сотрудничество с печатными изданиями и рекламными компаниями, и многое другое.


Риса Фукуи: «Меня интересует всё живое, будь то растение или животное; нечто изменчивое и движущееся, подобно дыму... Я делаю примерно по одной картине формата A3 и A4; это черно-белые работы предназначенные для еженедельных журналов. Трудоёмкий процесс. Если нужно добавлять окрашивание, работа займет еще больше времени, на одну такую картину требуется две-три недели».

В 1999 году она закончила отделение графического дизайна университета изобразительных искусств в г. Тама (Tama Art University) и в том же году получила специальный приз на выставке визуального искусства (JACA Japan Visual Art Exhibition).


Серия картин «Установление личности» (Personal Identification, 1999) состоит из потретов родных и друзей художницы; на одном из них изображена её мать (слева внизу):






Художница известна своими изысканными и гармоничными силуэтами, вырезанными по бумаге (она отмечает, что с помощью линий можно выразить всё, что угодно), а также активным сотрудничеством с творческими представителями из самых разных областей, включая музыку, моду, рекламу, кино.


Tarachine by Risa Fukui from Michele Vitucci on Vimeo.
В 2007 году вышел короткометражный анимированный фильм Рисы Фукуи под названием Tarachine
 

Фильм продолжительностью чуть более 11 минут. Фоном к происходящему изображен традиционный японский пейзаж. Слово, ставшее названием (Tarachine) встречается в традиционной японской поэтической форме «вака» (Waka), и означает «мать»; фильм повествует о неразрывной связи матери и ребенка.


Для этого фильма Риса Фукуи создала более 170 работ; она сама занималась всеми этапами производства, от монтажа до режиссерской постановки.

История повествует о матери, обладающей таинственными способностями и о её слепой дочери.

Одна из самых незабываемых сцен фильма – сэппуку, ритуальное самоубийство (посредством вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии). Сэппуку было первоначальной темой, от которой отталкивалась художница при создании картины. Женское сэппуку, о котором Риса говорит как о «немыслимом в реальной жизни», символизирует собой чрево женщины, продолжение, наследование новой жизни. Отношения матери и дитя, очень нежные и трогательные, создают неугасающее впечатление тесной связи между ними.


Однако в фильме не единственная сюжетная линия. Происходящее открыто для истолкований, каждый зритель может обратиться к своему опыту и воспоминаниям о родном доме; и даже если не следовать за сюжетом, уже сами изобразительные образы создают чудесное полотно.
Каждая картинка, каждое выражение и движение людей, животных, растений создают ощущение текучести, переменчивости, одновременно сохраняя традиционную для кириэ поверхность изображаемого.
Музыка в исполнении Oki прекрасно сочетается с визуальным рядом.

*
Риса Фукуи подлинный мастер силуэтов; она создает свои картины при помощи множества тесно переплетенных линий, что придает полотнам живость и энергию.

На выставке приуроченной к премьере фильма Tarachine зрители смогли увидеть оригинальные картины, созданные специально для этого фильма.

*
Риса Фукуи: тайна графических отражений, вырезанных на бумаге. Интервью (2008)

В современном мире цифровых и прочих технологий, когда для фиксирования изображения достаточно простого нажатия кнопки, очень важно сохранять традиционное искусство вырезания по бумаге.
К счастью, японская художница Риса Фукуи задалась целью вдохнуть новую жизнь в это рафинированное искусство. Её замысловатые и тщательно выполненные произведения, таинственные и изысканные в каждой своей детали, оставляют зрителя в благоговейном восторге.
Мы посетили выставку Рисы Фукуи в Галерее Gallery éf в Асакусе (Asakusa) и поговорили с художницей.

В средних классах школы ты посещала клуб, где занимались вырезанием по бумаге, а в университете изучала графику. Что заставило снова вернуться к вырезанию?

Риса Фукуи: В школе я не думала сделать вырезание по бумаге моей профессией. Я любила рисовать, поэтому поступила в университет, чтобы изучать графику. Но в студенческие годы случались периоды напряженного поиска моего собственного стиля выражения. Примерно в это время у нас были занятия по созданию композиций с использованием цветной бумаги, а также декомпозиция человеческого лица. Вот тогда я и вернулась к вырезанию по бумаге.
В твоем нынешнем стиле много графических элементов, это следствие влияний тех лет?

Риса Фукуи: Да, я всегда воспринимала вырезание по бумаге скорее как графику, а не традиционное ремесло. Без соответствующего графического образования я бы не смогла двигаться дальше.

Многие твои работы изображают животных или людей. Почему? 

Риса Фукуи: Вырезая по бумаге не обойтись без хорошего наброска. Меня всегда больше вдохновляло рисование не натюрмортов или чего-то неодушевленного, а людей и животных с их жизненной силой и энергией. В набросках мне необходимо нарисовать многочисленные линии, создающие стереоскопический, объемный эффект. В случае с одушевленными объектами то, как ты рисуешь и комбинируешь линии, помогает выразить их уникальные черты.

В школе ты создала работу, изображающую буддийское божество Конго-рикиси (Kongōrikishi). Кажется, что твоя эстетика в её нынешнем виде проявлялась уже в те годы...

Риса Фукуи: В то время мне казался весьма привлекательным вид живой, натуральной мускулатуры; я даже добавила позади стоящего божества языки пламени, символизирующие пробуждение. (смеется)

Похоже, твои школьные годы были исполнены многообещающих знамений... (смеется) Оттуда берет начало эстетика твоих работ...

Риса Фукуи: Да, наверное в основе своей она не изменилась. (смеется) В восьмом классе я вырезала из бумаги початок кукурузы, и эту работу выбрали для обложки сборника литературных произведений учеников. Помню, мне очень нравилось вырезание тоненьких кукурузных волосков. Я люблю кропотливую, тонкую работу, готова целую вечность вырезать нечто подобное.
Как долго создается одно произведение?

Риса Фукуи: Это зависит от размера и содержания. Обычно процесс вырезания занимает одну-две недели. После того, как я начала вырезать, уже нельзя вносить никаких изменений или поправок. Поэтому создание наброска-оригинала занимает особенно много времени. Так же как и процесс раскрашивания, когда я подбираю липкую разноцветную бумагу и выкладываю её наподобие витражных стекол; это тоже требует немалых усилий.

А во время вырезания ты делаешь много ошибок?

Риса Фукуи: Нет, я всегда очень сосредоточенна, поэтому ошибки случаются редко.

На этой выставке идет также показ фильма Tarachine, созданного тобой в сотрудничестве со студией Studio 4℃. О чем он?

Риса Фукуи: Изначальным замыслом было сэппуку, совершенное женщинами.
Главные герои этой истории – мать, обладающая таинственными способностями, и её ребенок, слепая, но обладающая невероятной обостренностью всех чувств девочка.


Ребенок выздоравливает и начинает видеть, но словно в расплату лишается матери.


Мать совершает ритуальное самоубийство, чтобы завершить свою миссию передачи послания богам; это не должно восприниматься как трагедия, разлука.


Моя интерпретация сэппуку основана на идее, что живот, чрево женщины – это часть тела, где происходит зарождение и продолжение жизни, непрерывный её цикл.

Для фильма было использовано 170 вырезанных из бумаги картин – огромный объем работы…

Риса Фукуи: Видео-произведения, использующие вырезанные из бумаги картины, существуют довольно давно. По этому поводу я не беспокоилась, считая, что при помощи современной компьютерной графики непременно удастся создать нечто интересное. Однако когда мы начали делать тестовый клип, все достоинства вырезанных из бумаги картин терялись, всё выглядело как обычная анимация. Поэтому мне и моим коллегам пришлось много трудиться методом проб и ошибок, показывая тени и красоту линий картин-оригиналов и придумывая различные способы окрашивания.


Что ты почувствовала при виде завершенной работы?

Риса Фукуи: Для создания видео-произведения требуется много времени. Я переживала, смогу ли завершить этот фильм. А сейчас я чувствую себя так, словно действительно родила это произведение, это будто моё собственное дитя. (смеется)

На этой выставке можно увидеть оригинальные вырезанные из бумаги картины, вошедшие в твою книгу “KI RI GA”. Расскажи немного о них.

Риса Фукуи: Это картины, созданные мной за четыре с половиной года, прошедшие с момента моей последней выставки. Для них будет организована отдельная выставка. Относительно нынешнего показа, я пыталась максимально использовать динамику выставочного зала, особое внимание обращала на придание картинам объемности, акцентирование стереоскопичности, красоты света и тени, а не на простое плоское изображение.

Что так привлекает тебя в вырезании по бумаге?

Риса Фукуи: Этот процесс неизменно завораживает меня, вырезание картин по бумаге — моя вторая натура.
(конец интервью)

*
В августе 2013 года в токийском Pola Museum Annex открылась выставка картин Рисы Фукуи, выполненных в обычном для неё стиле.
Называется серия «В натуральную величину» (Life-Sized). Тщательно и замысловато вырезанные по бумаге двусторонние портреты художница поместила на прозрачные панели-экраны, позволяющие разглядывать их с обеих сторон и под любым углом.

Ювелирно выполненные портреты отбрасывают на пол выставочного зала удивительно красивые тени, придавая творениям Рисы Фукуи дополнительное измерение и объем.

Японское традиционное искусство вырезания по бумаге, известное также как кириэ, еще никогда не использовалось для создания столь масштабных произведений. Выставка Life-Sized состоит из десяти портретов, издали напоминающих карандашные каракули. И почти непостижимо то, что каждый из них вырезан из цельного гигантского листа бумаги!

С тщательностью хирурга, художница вырезает неправдоподобно детальные узоры – своими руками, без использования каких-либо лазерных технологий!

источник; источник;
источник: Risa Fukui Life-Sized

Другие источники: NHK World - Design talks,
Risa Fukui: The Darkness Of Graphical Papercut Reflections,
2, 3, 4

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...