Wednesday, November 14, 2012

Искусство посторонних. Скульптуры аббата Фуре / Abbot Adolphe-Julien Fouré (1839-1910)

Адольф-Жюльен Фуре родился 4 сентября [по другим данным 7 марта] 1839 года, умер 10 февраля 1910 года.

Аббат Фуре – один из самых удивительных настоятелей, когда-либо живших в Бретани.

Рукоположенный в сан настоятеля в 24-летнем возрасте (в 1863 году), он служил в различных бретонских приходах.

В 1894 году, в возрасте 55 лет Фуре перенес удар, вследствие чего оглох, утратил дар речи и стал гемиплегиком [человек, страдающий параличом мышц одной половины тела – Е.К.].
Вынужденный отойти от дел, аббат Фуре поселился на безлюдном прибрежном холме около деревеньки Ротенёф (Rothéneuf), что в пяти километрах к востоку от Сен-Мало (Saint-Malo).

Оставшиеся шестнадцать лет жизни Адольф-Жюльен Фуре жил пустынником, посвящая время созданию монументальной скульптурной композиции, высеченной прямо среди гранитных скал.

В одиночестве и вынужденном безмолвии Фуре творил (помогал ему престарелый сподвижник); его языком стали камни, скульптурные изображения заменили ему слова. Вдохновленный историей и легендами этого края, он воссоздавал на гранитных склонах Изумрудного берега историю клана Ротенёф (пираты и контрабандисты, по преданию, жившие здесь в XVI-XVII веках).

Работал аббат каждый день.
Скульптурный шедевр Фуре включает сотни скульптур и барельефов, разбросанных на обращенной к морю скалистой территории в более чем 600 кв. метров.

(на старинной открытке: панорама скальных скульптур, аббат Фуре и его помощник; источник; изображение кликабельно)

Между 1893 и 1909 годами Отшельник (как здесь называют Фуре) вытесал из камней более трех сотен изображений, составляющих выразительную и незабываемую фреску.

Некоторые изображения снабжены подписями, например, мсье де Ротенёф (Monsieur de Rothéneuf) в центре одного фрагмента, окруженный морскими чудовищами; Жан де Кольне (Jean des Caulnes) по прозвищу Египтянин; Совратитель; семейный астролог по прозвищу Факир; Часовой со знаменем контрабандистов в руках; командующий флотилией Гаргантюа (Gargantua); выходящий из ада Дьявол.

При жизни Фуре каменные скульптуры были ярко выкрашены, а кроме них существовал еще и созданный им ряд деревянных фигур. Отшельник вытесал и своё изображение, сопроводив девизом "Amor e dolor", «Любовь и боль».

(на фото: Аббат Фуре и его деревянные скульптуры)

Скульптуры из дерева аббат размещая в «дьявольской галерее», увенчанной знаменем с изображением дракона. Эта галерея со всем содержимым в годы Второй мировой войны сгорела.

Считают, что по первоначальному замыслу Фуре им создавался своеобразный каталог людских пороков, своеобразная проповедь в назидание посетителям. Однако в процессе работы проект приобрел новые черты.

Это место, известное как Скала священника (Les rochers du cure/ The priest's rock), в наши дни признано одним из основных достижений примитивизма (naive art); его просто необходимо посетить; особое впечатление создается в ветреную погоду.

(на фото: скальные скульптуры Ротенёфа. Грот, 1878 год)

С течением времени под действием эрозии (выветривание, размывание) скалы постепенно обретают первозданный вид. Фуре был самоучкой; считают, что произведения профессионального скульптора могли бы сохраниться дольше. Старые фотоснимки скульптур Фуре отражают обилие деталей и четкость линий, которые стираются под властью времени и сил природы.

В наши дни скульптурная композиция Фуре стала признанным историческим памятником и Музеем под открытым небом.
Время работы музея – с 9:00 до 21:00 летом,
С 10:00 до 17:00 в зимний период.
В январе музей закрыт.
* * *
Побережье Бретани у Сен-Мало (Saint-Malo) вытесано, вылеплено одним удивительным священником. Эти неповторимые скульптуры принадлежат искусству аутсайдеров.

Арт-брют (фр. Art Brut — «сырое», необработанное искусство; впервые этот термин использовал в 1945 году французский художник Жан Дюбюффе/ Jean Dubuffet), или «искусство аутсайдеров» (англ. outsider art). Это название ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал (Roger Cardinal) для обозначения спонтанно возникших шедевров, не имеющих культурных или интеллектуальных целей и коннотаций. Это произведения, созданные самоучками, которых с общественной и психической точки зрения считают маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.).

(на фото слева направо - семейство Ротенёф; мавзолей Св. Будока; последний из рода Ротенёф)

...Некоторые фигуры, вытесанные аббатом из скал, связаны с событиями того времени: первая англо-бурская война (1880-1881); обращение в христианство колонизированных народов, позже подчиненных Франции; легендарный бретонский Святой Будок, великий мореплаватель Жак Картье (Jacques Cartier) – все они уроженцы окрестностей Сен-Мало.

Волны, морская пена и брызги, выветривание – медленно разрушают изображения людей и животных, вытесанные в скалах.
С другой стороны, можно сказать, что морские волны делают произведение глухонемого священника еще выразительнее.

источники: 1, 2, 3, 4, 5

* * *
Искусство посторонних / outsider environments

Автор блога - Henk van Es
Данный блог документально описывает европейское искусство аутсайдеров.
Аутсайдер, или чужак, посторонний в данном контексте обозначает мастера-самоучку, человека без профессиональной подготовки.
Аутсайдеры создают в пространстве, как правило, масштабные произведения (живопись, скульптура, архитектура), которые окружают и меняют место обитания мастера, их создавшего.
источник

Место, расположенное в деревне Ротенёф у прибрежной дороги, ведущей от Сен-Мало (St. Malo) до Канкаля (Cancalé) (департамент Иль-и-Вилен, Северная Бретань, Франция), общеизвестно.
«Окружающее пространство» здесь создал Адольф-Жюльен Фуре (Adolphe-Julien Fouré, 1839-1910). Он был священником, звали его просто аббат Фуре.
(на фото из коллекции открыток: аббат Фуре за работой, 1907 год)

Жизнь и творчество

Адольф-Жюльен Фуре родился в Сен-Тюале (Saint-Thual). Юношей обучался в нескольких семинариях, в 1863 году был посвящен в духовный сан. Служил священником во многих сельских общинах Бретани, а также некоторое время - пастором в местечке Пампон (Paimpont).

Когда ему было немногим больше пятидесяти, аббат Фуре стал глухим, а вскоре затем его разбил паралич, священник утратил дар речи. Далее выполнять обязанности церковнослужителя Фуре был не в состоянии – и службу свою он покинул.

В октябре 1893 года аббат Фуре обосновался в маленьком поселении под названием Ротенёф на северном побережье Бретани, неподалеку от Сен-Мало. Здесь он снял для себя скромное жилье.

Живя в одиночестве, аббат Фуре вскоре стал известен под именем Отшельник из Ротенёфа. Его славе способствовали созданные им скульптуры. И в наши дни священника Фуре помнят благодаря трем сотням скульптур, вытесанным им вдоль прибрежных скал. Кроме того, он вырезал фигуры и из дерева.

Деревянные скульптуры располагались вокруг небольшого жилища одинокого священника. Его дом стал своеобразным музеем под открытым небом, привлекая множество посетителей. Сам аббат Фуре встречал гостей, продавая открытки с изображением его самого и созданных им скульптур.

Скульптор-самоучка черпал вдохновение в фольклоре, истории, религии. Например, среди его работ – Дева Мария и склонившиеся к её стопам Народы; или исторические фигуры из прошлого Бретани (только один из примеров – семейство пиратов и разбойников, которое проживало в этих краях около XVI века).

(На открытке из коллекции автора блога – автограф аббата Фуре; здесь видно, что он подписывался как Fouré, хотя настоящая его фамилия – Fouéré).

Аббат Фуре продолжал работать до самой своей смерти.
Скончался отшельник 10 февраля 1910 года.

Аукцион вещей, принадлежавших аббату Фуре

После смерти священника его имущество было продано с аукциона. Самые разные люди скупили предметы мебели; некоторые теперь выставлены в картинных галереях. Скульптуры из дерева особого интереса не вызвали; бóльшую их часть купил владелец жилища аббата с тем, чтобы они оставались на своём месте.

(на фото: аббат Фуре перед своим домом и во дворе, среди скульптур)

К сожалению, дом-музей исчез, вместе со всеми деревянными скульптурами.
(В декабре 2010 года стало известно, что житель Сен-Мало владеет одной из деревянных скульптур, сделанных аббатом Фуре). Считают, что это могло произойти в годы Второй мировой войны, когда французское северо-западное побережье было ареной военных действий.

Скульптуры, вытесанные из скал, существуют до сих пор. Однако поскольку территория никак не защищена и не охраняется, произведения глухонемого аббата постепенно становятся жертвами погодных условий, а также непорядочных посетителей (см. фото справа вверху).

Золотая книга отзывов

Созидательный аббат вёл своеобразную книгу отзывов, где его гости или он сам помещали свои рисунки и тексты. Эта «Золотая книга» (Livre d'or) была подарена Ассоциации почитателей творческого наследия аббата Фуре (Association of friends of the oeuvre of Abbé Fouré).


Здесь примеры иллюстраций из Книги отзывов (с разрешения Ассоциации опубликованы на вебсайте Sophie Lepetit, там же – еще фотографии).

Ассоциация друзей

В 2010 году возникла Ассоциация друзей творческого наследия Аббата Фуре (Les amis de l'oeuvre de l'Abbé Fouré). Руководит ею госпожа Joëlle Jouneau; цель ассоциации – сохранение документов и произведений аббата Фуре; проведение встреч и выставок; помощь в сохранении этих мест. Есть веблог Ассоциации (франц. яз.)

Список других документов, фотографий:

• Брошюрка «Жизнь отшельника из Ротенёфа» (La vie de l'Ermite de Rothéneuf), опубликована в 1919 году. Автор Eugène Herpin (1850-1942).

• Другой текст, датированный началом ХХ века – «Отшельник из Ротенёфа», написанный в 1912 году, автор - Р. Брукс Попхэм (R. Brooks Popham).

• Описание деревянных скульптур аббата Фуре, впервые опубликовано в 1919 году; переиздано Guide du Musée в 2010 году. Новое издание предваряет текст Брюно Монпье (Bruno Montpied) и сопровождают иллюстрации из авторской коллекции редких старинных открыток с изображением описываемых скульптур.

• Фильм «Человек из гранита» (Frédéric Daudier "l'Homme de granit", 2002, 52 min, Arcanae Productions.

Панорамные открытки дают представление о масштабности произведений аббата Фуре.

• Фотографии с изображениями скульптур Фуре в сообществе на вебсайте Flickr.

Комментарий к статье:
(автор - Francoise Genty, участница «Ассоциации друзей творческого наследия Аббата Фуре»)

Аббат Фуре работал над своими скальными скульптурами в Ротенёфе на протяжении 25 лет. В этот же период им созданы, по разным данным, до 400 деревянных скульптур. Большинство из них «исчезли», предположительно в годы Второй мировой войны. Но одна из деревянных скульптур нашлась – была выставлена на экспозиции, приуроченной к 100-летию аббата Фуре. Другая находится в музее LaM, на севере Франции – музей славится крупнейшей в Европе коллекцией произведений в стиле арт-брют (Art Brut).

За годы творчества Адольф-Жюльен Фуре, известный как Аббат Фуре или Отшельник из Ротенёфа, успел увидеть изданными более 400 открыток с изображением его самого и его творений. На вебсайте можно найти массу примеров.

(на фото: отшельник и его творения среди скал Изумрудного берега)

Хотя скальные скульптуры Ротенёфа считаются одним из трех мест Франции, имеющих историко-культурную ценность (наряду с Cheval's Palais Ideal и Picassiette), оно не защищено законодательно. Поэтому работа Ассоциации друзей наследия аббата Фуре невероятно важна, как для сохранения произведений Фуре, так и для пробуждения и поддержания интереса к ним.

* * *
Источник: Ассоциация друзей наследия аббата Фуре; эл. сообщение, полученное от участницы Ассоциации:

Согласно распространенному мнению, скальные скульптуры Отшельника из Ротенёфа создавались в течение 25 лет. На самом деле это не так. На создание скальных скульптур вдохновенный скульптор-самоучка потратил всего 16 лет (с 1894 года, когда он перебрался в Ротенёф, по 1910 - год смерти), даже меньше – около 13 лет. В последние годы жизни Аббат Фуре занимался вырезанием скульптур из дерева (бóльшая часть этой коллекции, к сожалению, утрачена)...

Взгляните на скульптуры среди скал. Произведения аббата Фуре исчезают под воздействием эрозии, солнца, снега, дождей и прибоя. Однако уничтожению работ аббата «способствуют» и недобросовестные туристы, которые посещают Музей под открытым небом в течение последних ста лет – после смерти аббата в 1910 году за его произведениями никто не следит. Свои скульптуры аббат Фуре предоставлял вниманию публики безвозмездно, он их создал для людей. Посетители были вольны делать пожертвования в копилку аббата – собранные средства тот отдавал на нужды неимущих, оставляя себе минимум для скромного проживания.

Скульптуры аббата Фуре достойны восхищения и внимания. Мы призываем всех по мере сил помочь сохранить эти произведения. Иначе люди навсегда уничтожат созданное аббатом!

«Ассоциация друзей наследия аббата Фуре» была создана в 2010 году с целью привлечения внимания общественности к актам вандализма на территории Музея под открытым небом. Помогите нам сберечь произведения аббата Фуре – творца не очень известного, но отдавшего 16 лет своей жизни созданию монументального гранитного полотна. Приходите – смотрите – наслаждайтесь – помогайте нам сохранить эти недооцененные сокровища. Спасибо!

фотографии - с вебсайта Flickr;
cartes-postales.delcampe.fr

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

4 comments:

Светлана Садовская said...

Преинтереснейший блог! Читала на одном дыхании

Elena Kuzmina said...

спасибо, Светлана!

Françoise Genty said...

You have done a fantastic work about the Abbé Fouré. It is amazing that people will know about him so far away. This man was a wonderful priest who had many things to say not with words, but with his hands and even if the sculptures are eroded by the weather the times and visitors,they are still there!
Thanks for such an excellent report on his life and work; it will be so nice to have people of all kind recognizing his value...

Elena Kuzmina said...

Dear Françoise, thank you so much for the comment, kind words and for the precious information you share with me (and other readers) about the Abbot's life and work.
Talk to you soon via e-mail.
Cheers, Lena

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...