Tuesday, September 11, 2012

Мэрилин Сильверстоун (1929 - 1999), фотограф и буддийская монахиня Нгаванг Чодрон / Marilyn Silverstone (Ngawang Chödrön): photo-journalist and Buddhist nun

Памяти Мэрилин Сильверстоун

«Фотография – субъективное впечатление. Это то, что видит фотограф. Как бы мы ни пытались влезть в шкуру тех, кого снимаем, понять их чувства и ситуацию, как бы мы ни сопереживали, - в образах воссоздается то, что видим мы, это наша реакция на происходящее».
Мэрилин Сильверстоун (Marilyn Silverstone)

Признанная фотожурналист, а также буддийская монахиня, посвященная в сан как Бикуни (монахиня) Нгаванг Чодрон (Ngawang Chödrön).
Её жизнь очень богата событиями.

«Могу сказать, что испробовала всё. 
А секрет в том, чтобы просто идти по жизни, 
не слишком её анализируя 
и не слишком за неё цепляясь. 
Просто продолжать идти».

Мэрилин Сильверстоун скончалась от рака в Катманду, Непал – в 1999 году, в возрасте 70 лет.
Она была одной из пяти женщин, которых фотоагентство Magnum почтило честью быть названными в числе своих членов. Тем не менее, после более чем двух десятилетий в качестве свободного художника, работавшего для таких изданий как Life и Paris Match, Мэрилин Сильверстоун бросила гламур фотожурналистики - ради стези буддийской монахини в Непале.

Немногим людям суждено пройти такой жизненный путь – от рафинированного Скарсдейла, Нью-Йорк до пыльного Катманду; от дочери киномагната до выдающегося фотографа и тибетской монахини. Мэрилин Сильверстоун была женщиной поразительной энергии и громадной решимости. Прибавьте любознательность, откровенную независимость суждений и жажду жизни, - получите образ человека, которого просто невозможно забыть.


Мэрилин Рита Сильверстоун (Marilyn Rita Silverstone) родилась 9 марта 1929 года.


Старшая дочь супругов-американцев Мюррея и Дороти Сильверстоун родилась в Лондоне. Позже появились её младшие сестры – Барбара и Сюзан.

(на фото отец Мэрилин стоит позади Чарли Чаплина)

Отец, сын польских эмигрантов, сумел стать влиятельным кинодельцом, руководителем кинокомпаний United Artists и 20th-Century Fox. Он работал с Чарли Чаплиным и другими кинозвездами, чья карьера зарождалась в Лондоне.
Семья Сильверстоун вернулась в Штаты как раз накануне начала Второй мировой войны в Европе.

Мириам Троп Зугер (Miriam Troop Zuger), художница и давний друг Мэрилин, вспоминает:
«В её глазах Голливуд был насквозь фальшивым».

Мэрилин росла в Скарсдейле (Scarsdale), Нью-Йорк. Окончила Уэллсли-колледж (женский колледж свободных искусств, был открыт в 1875 году. Его миссия в настоящее время: «предоставить отличное образование в сфере свободных искусств женщинам, которые будут иметь влияние в мире». Одна из героинь Сэлинджера (рассказ «Человек, который смеялся»), Мэри Хадсон, училась в Уэллсли-колледже).


слева - Мэрилин с матерью и сёстрами; справа - вечеринка в Уэллсли-колледже, 1950

Сьюзан Дарер (Susan Darer), младшая сестра, говорит:
«Она родилась в окружении, из которого не так просто вырваться, где трудно делать что-то кроме того, чего все от тебя ожидают. Вечерние платья, жемчуга, брак, скажем, с врачом...»


По окончании учебы в начале 1950-х годов Мэрилин работала помощницей редактора в изданиях Art News, Industrial Design и Interiors. Выступала в роли научного консультанта для серий фильмов, посвященных живописцам.

на фото - Мэрилин в Италии, 1956 год

Она отправилась в Италию, снимать документальные фильмы об искусстве.

«Из Америки меня увлекла... фотография». (Мэрилин Сильверстоун, на фото справа - в Италии)

В 1955 году начала фотографировать в качестве фрилансера (агентство Нэнси Палмер /Nancy Palmer Agency, New York). Работала в Азии, Африке, Европе, Центральной Америке и СССР.

Мэрилин Сильверстоун, молодая фотожурналистка, в своей квартире в Манхэттене (фото справа), Нью-Йорк. Она впервые пробует снимать с помощью Rolleiflex.

«Чтобы помочь мне преодолеть застенчивость, один приятель, бывший фотограф, предложил мне заняться фотографией». (Мэрилин Сильверстоун) ...и сделал снимок её самой (1956)

Барбара Гаррисон (Barbara Garrison), младшая сестра, вспоминает:
«Она писала статью для дизайнерского журнала. Ей нужны были фотоиллюстрации. Друг отвел её в Центральный парк, с камерой в руках: пробуй.
...Родители позволили ей делать то, что хочется. Я видела, что это было для нее настоящим счастьем.
Она была свободна духом, она следовала за своей звездой, за своими мечтами.
...Она фотографировала Рави Шанкара, это стало её первым знакомством с Индией».


В 1959 году Мэрилин отправилась в Индию в заданием сделать фоторепортаж о Рави Шанкаре (Ravi Shankar, род. 1920, знаменитый музыкант и композитор, он на фото слева внизу рядом с Мэрилин).

Трехмесячное пребывание в Индии послужило началом пылкой любви Мэрилин к этой стране, связь с которой сохранилась до конца её жизни.


на фото слева: 31 марта 1959 года. После прибытия в Калькутту; справа - в Бутане, 1964 год

Коллега Мэрилин, Мартина Франк:
«Ей нравилось жить в Индии... Она отлично вписалась в это общество, знала множество людей... И вскоре она стала членом Magnum Photos.

Она всегда была там, на передовой, активно участвуя в происходящем, в том, что важно в настоящий момент.
Она снимала прибытие Далай Ламы в Индию, она снимала жуткие наводнения в Индии и Бангладеш.
Она снимала жертв голода. Она отлично понимала, чтó происходит с этими людьми, чтó они переживают».

«Я приехала в Индию в 1959 году на четыре месяца – а осталась на 14 лет. Здесь я сразу почувствовала себя как дома», - говорила Мэрилин.

На фото: май 1959 года. Его Святейшество Далай Лама приветствует тибетских буддийских паломников около станции Силигури (Siliguri Station) в Индии. Крайний справа – молодой тибетский монах Ченсер (Chenser), один из сопровождающей свиты, сохранившейся при Далай Ламе после бегства от коммунистического режима Китая. Позади солдата-сикха видно лицо Мэрилин Сильверстоун.


На фото слева - М. Сильверстоун в Бомбее, 1963 год; справа - в традиционном костюме

В 1959 году фоторепортаж М. Сильверстоун о прибытии в Индию Далай Ламы, спасшегося от китайского вторжения в Тибет, стал основой и обложкой одного из выпусков журнала Life.


В том же 1959 году Мэрилин Сильверстоун познакомилась с Фрэнком Мораэсом (Francis Robert "Frank" Moraes, 1907 – 2 мая 1974). Один из ведущих журналистов своего поколения, работал главным редактором самых влиятельных изданий обретшей независимость Индии, включая The Indian Express.
Он был старше Мэрилин на 22 года. Отношения её с Мораэсом были неровными и бурными, но в то же время оказались прочными. Пара жила в Нью Дели до 1973 года, вращаясь среди представителей элиты – интеллектуалы, политики, журналисты, американские и британские дипломаты.


Мартина Франк:
«Она была также близка к людям, облеченным властью, таким, как Индира Ганди. Снимала махарадж. Её спутник [Фрэнк Мораэс] тоже имел знакомства со многими политическими деятелями».


слева: «В моей профессии чем ближе к людям – тем лучше результат». Мэрилин Сильверстоун, заголовок статьи из The Indian Times, июль 1960 года


слева направо: в традиционном тибетском костюме на деревенской свадьбе (1963); в Бомбее (1963); на религиозном фестивале (февраль 1964)

Примерно в этот период Мэрилин Сильверстоун получила предложение от фотоагенства Magnum. В 1964 году она стала членом этой организации на правах наблюдателя, полноправным членом – в 1967 году (Сильверстоун была одной из всего пяти женщин, удостоенных такой чести) и постоянным сотрудником – в 1975 году.

справа: 1965 год, чаепитие в иранской семье; справа - за работой, 1966 год

Агентство Magnum по всему миру распространяло её работы - из Ирана, Израиля, Индии, Сиккима, Бутана, Непала и Японии. Исчерпывающие фоторепортажи Мэрилин Сильверстоун сделанные на
Индийском субконтиненте охватывали военные действия и события культурной жизни, она запечатлела на пленку Альберта Швейцера и коронацию шаха Ирана; ей принадлежит превосходное фотоэссе о зимнем Кашмире.

В это же время Мэрилин Сильверстоун вместе с писательницей Лури Миллер (Luree Miller, 1926-1996) опубликовала книги для детей:

«Бала – дитя Индии» (Bala Child of India, 1962)

«Гуркхи и призраки» (Ghurkas and Ghosts, 1964),

Третья книга вышла позже, в 1987 году - «Танцы черных шляп» (The Black Hat Dances)

В 1971 году «Кашмир зимой» (Kashmir in Winter), фильм, в основу которого легли фотографии Мэрилин Сильверстоун, получил приз на кинофестивале в Лондоне (London Film Festival).
М. Сильверстоун. Из серии «Кашмир зимой», 1968 год

Шел 1973 год. Случилось так, что действия редактора газет Мораэса вызвали гнев премьер-министра страны Индиры Ганди. Ситуация накалялась, и в итоге Мораэс и Сильверстоун почли за лучшее перебраться в Лондон.

Считается, что путь Сильверстоун к буддийскому монашеству берет своё начало в её отрочестве. Мэрилин заболела свинкой, и в период этой тривиальной детской болезни восприимчивая девочка взялась за книгу Фоско Мараини (Fosco Maraini) «Тайный Тибет» (Secret Tibet). Мэрилин говорила, что книга стала основой, ключом, который она долгое время носила в подсознании.


Сьюзан Дарер, сестра:
«Я думаю о её отношении к жизни, и о том, как жизнь была связана с ней... Поворотной точкой стало, наверное... она, помню, рассказывала:
«Когда я фотографирую Бангладеш, остовы голодающих людей – а потом возвращаюсь в наш дом в Дели, где проходят пышные вечеринки с дорогими автомобилями, с барбекю... Это слишком, я просто не могу совместить одно и другое...»
Думаю, это было одной из причин её обращения к буддизму; это был её способ совместить свою жизнь с остальным миром».


слева - 1971 год, Сикким, с королем и королевой; справа - 1972 год, с Додруп Ринпоче (Dodrup Rinpoche)

В конце 1960-х годов Мэрилин занималась проектом, посвященным тибетскому буддийскому Ламе в Сиккиме. Звали его Кханпо Ринпоче (Khanpo Rinpoche). Когда в 1970-х Лама приехал в Лондон на лечение, Мэрилин и Мораэс пригласили его остановиться у них.


слева: в Непале, 1971 год; справа: 1972 год (Dubdi to Tashiding)

Мэрилин, в жизни которой тогда наступила черная полоса, решила начать учить тибетский язык, чтобы в дальнейшем под руководством Ламы изучать буддизм.
В мае 1974 года умер Фрэнк Мораэс.
Вслед за другим знаменитым Ламой, Кхвенце Ринпоче (Khventse Rinpoche), Сильверстоун в числе прочих сопровождающих лиц, отправилась в отдаленный монастырь в Непале.

В 1977 году она совершила еще один решительный шаг в своей жизни. Мэрилин Сильверстоун, чьи фотографии появлялись на страницах самых известных журналов, включая Newsweek, Life, Look, Vogue и National Geographic, приняла посвящение в сан буддийской монахини.

Её буддийское имя – бикуни (Bhikshuni, буддийская монахиня) Нгаванг Чодрон (Ngawang Chödrön). Для близких друзей – Ани Мэрилин (Ani Marilyn).

«Единственной возможностью привести мой внутренний мир в гармонию с внешним было принять монашество». 
(М. Сильверстоун)

на фото вверху: Март 1977 года. Бывшая фотограф Мэрилин Сильверстоун после пяти месяцев обучения постриглась в монахини. В возрасте 48 лет она стала бикуни, получив имя Нгаванг Чодрон. Посвящение в духовный сан состоялось в монастыре Тубтен Чолинг (Thubten Choling Monastery), провел церемонию Его Святейшество Трулшик Ринпоче (Trulshik Rinpoche).

Она жила в Катманду, Непал, где занималась буддийской практикой, а также изучением исчезающих традиций Раджастана и Гималайских королевств.

Мартина Франк:
«Так случилось, что она встретилась с поразительными буддийскими учителями, которые вдохновили её, дали цель в жизни. Помогли осознать, почему жизнь не удовлетворяет её, - она хотела новой, другой жизни».

слева направо:
- ноябрь 1979 года. Бутан, монастырь Паро Кьючу (Paro Kyichu Monastery). Бикуни Нгаванг Чодрон со своим Ламой Дилго Кьэнце Ринпоче (Ven. Dilgo Khyentse Rinpoche).
- ноябрь 1978 года. Бикуни Нгаванг Чодрон (Мэрилин Сильверстоун) с чашкой для сбора подаяний, в Тхимпу (Thimpu), Бутан.
- 1996 год, Китай

Первым заданием для бикуни Нгаванг Чодрон стала забота о группе мальчиков-монахов, а также сбор средств на строительство монастыря для её Ламы.
Когда возведение здания, оборудованного для жизни 131 монаха, завершилось, последовал наплыв тибетских беженок в возрасте от 16 до 19 лет. Они пешком шли из Тибета, спасаясь от тюрьмы и пыток. Это был один из первых тибетских буддийских монастырей для женщин.

на фото: Бикуни Нгаванг Чодрон (Мэрилин Сильверстоун) в монастыре Паро Кьючу (Paro Kyichu Monastery), Бутан, ноябрь, 1979 год.

Барбара Гаррисон (Barbara Garrison), сестра:
«Она не пребывала в некоем бесплотном, неземном состоянии монашества... Она была очень земной и разумной. И делала то, что могла».


слева направо: 
- 20 марта 1993 года. Непал, монастырь Шечен (Shechen Monastery). Бикуни Нгаванг Чодрон (Ани Мэрилин) в своей комнате с одним из новичков.
- 1994 год. Китай, Гуангжоу. Монастырь Jiu Hua Shan
- 1997 год, Катманду, Непал. Бикуни Нгаванг Чодрон (Ани Мэрилин) рядом со своим монастырем Шечен (Shechen Monastery). После церемонии в Китае она стала настоятельницей этого монастыря.

Джин Смит (E. Gene Smith), буддийский учитель и друг:
«К тибетцам относятся как к второсортным гражданам, и она протестовала против этого. Это был акт справедливости. История её путешествия в Китай для посвящения в сан там, в китайской системе, - она была одной из первых».



В 1985 году Сильверстоун опубликовала собственную подборку фотографий Индии и Гималайских королевств, под названием «Океан жизни» (Ocean of Life).
Цель автора книги, сформулированная ею самой: «дать людям, которые никак не соприкасаются с буддизмом, возможность ощутить его дух». Мэрилин Сильверстоун, вернее, бикуни Нгаванг Чодрон, превосходно справилась с задачей, создав изумительный фотодневник, посвященный Индии, Сиккиму, Бутану и Непалу. Яркие фотографии запечатлели богатство ритуалов и церемоний: торжественные свадьбы, танцовщики украшенные свирепыми масками в ритуальном танце «предвидение после-смертного состояния»; буддийские службы в монастырях и храмах.
И красота: покрытые снегом дома вдоль реки Джелам (Индия / Пакистан), дюны из белого песка вдоль Ганга, пустынное плато за Гималаями. Фотографии сопровождены традиционными песнями и сутрами. Путешествие к открытию для читателя самой сути сложной и сострадательной буддийской культуры.


на фото: 1996 год. Китай, Гуангжоу. Монастырь Jiu Hua Shan . Бикуни Нгаванг Чодрон на церемонии полного посвящения в сан настоятельницы монастыря. Вместе с 783 другими монахинями она провела лето в женском монастыре Гуангжоу.

...Весной 1998 года Ани Мэрилин, бикуни Нгаванг Чодрон, приехала в Вашингтон, США, на лечение. У неё был рак.

Мириам Троп Зугер (Miriam Troop Zuger), художница и давний друг:
«Она знала, что у неё рак. Старалась исцелиться при помощи молитвы. Что угодно, только не западная медицина. Но не получилось…
Она носила оранжевую робу, сандалии, она изменилась, не стало волос, – голову она брила... Но когда она начинала говорить – это была Мэрилин, какой я её помнила. Голос был прежний. Так что было две Мэрилин, которых я знала: юная и пожилая».

Ани Мэрилин приходилось носить повязку, скрывающую поврежденный вследствие ракового заболевания глаз. Она посмеивалась по поводу своей черной повязки «как у Моше Даяна». Даже в период болезни необыкновенная харизма этой женщины продолжала царить...

на фото: Ани Мэрилин в 1998 году; справа - траурное сообщение в газете о её кончине

В Вашингтоне она узнала, что в мозгу появилась новая опухоль – болезнь стала неизлечимой...
Последним желанием Ани Мэрилин было вернуться умирать в Непал, который стал ей домом, - среди людей, которых она научилась любить, о которых заботилась.
В её состоянии перелёт был очень нелегким; пришлось сделать непредвиденную остановку в Вене.


Бикуни Нгаванг Чодрон (в миру Мэрилин Сильверстоун) скончалась 28 сентября 1999 года недалеко от Катманду, в монастыре Шечен (Shechen Tenni Dargeling Monastery), настоятельницей и попечителем которого была.

Мартина Франк:
«Когда она умерла, в небе стояла радуга. Тибетцы верят, что это благоприятный знак. Это значит, что человек был по-настоящему хороший, праведный. Думаю, она была такой».

Источники:
Guardian (oct. 1999),
Magnum Photos website,
Mangum Photos in motion – essay,
Wikipedia

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...