Thursday, August 23, 2012

Мартина Франк: картины в картинах / Martine Franck’s Pictures Within Pictures (2010)

июнь 2010
автор статьи – Марк Буссель (Mark Bussell), преподаватель Школы искусств (Tisch School of the Arts) Нью-Йоркского университета и Международного центра фотографии.

Я часто разглядываю фотографии, размышляя, о чем мог думать фотографируемый в момент съемки. Например, на ретроспективе Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson) в Музее современного искусства размещены два фотопортрета его жены, Мартины Франк.

Вот изображение её ног, переплетенных под открытой книгой, - фото сделано в 1967 году. А еще дальше на стене – потрет Мартины 1975 года, где она пьет чай, глядя мимо камеры. О чем она думала тогда?

Мартина Франк рассказала об этом сама.
На фото 1967 года она была поглощена чтением книги: «Я и не думала, что Анри фотографирует мои ноги!»
А портрет 1975 года?
«У меня ужасно болела голова, я злилась, что он снимает меня, когда мне по-настоящему паршиво».

Трудно себе представить 72-летнюю госпожу Франк немощной и ослабленной. Она приехала в Нью-Йорк для продвижения шоу MoMA на телевидении, в прессе и в интернете; пробыла здесь всего несколько дней, затем вернулась домой в Париж, упаковала вещи заново и полетела в Индию, где снимала группы поддержки женщин. Непостижимым образом, путешествуя через все эти временные зоны, она находила минутку пообщаться со мной по телефону и эл. почте.

Началось всё с изучения истории искусств: «После нелегкой работы над дипломом в Школе Лувра (École du Louvre) – писала о влиянии кубизма на скульптуру, - я осознала, что не обладаю каким-то особым писательским талантом. Но эта исследовательская работа научила меня методичности».

Она нашла более подходящее средство самовыражения:
«В юности я была очень застенчива, а фотография помогала мне действовать в любой ситуации. К тому же стиль жизни фотографа утоляет мою любознательность - о людях и событиях в их жизни».

Мартина Франк с 1964 года делает фотографии Театра дю Солей (Théâtre du Soleil), с 1985 года – снимает Международную федерацию в поддержку неимущих (International Federation of Little Brothers of the Poor). Она участвовала в долгосрочных проектах, фотографируя дома престарелых и тибетских детей-буддистов.

Многие её работы изображают знаменитых фотографов:
На фото: Италия, 1986 год, Анри Картье-Брессон (слева) и итальянский фотограф Фердинандо Сианна (Ferdinando Scianna)

«Мне нравится снимать фотографов с фотоаппаратами, я всегда поглощена течением, скоротечностью времени».

Меня поражает, насколько часто в объектив Мартины Франк попадают люди в процессе смотрения, разглядывания.
На фото: Анри Картье-Брессон у картины Гойи в Музее Прадо, 1993 год

Намеренно ли она ловила такие моменты? Или подсознательно реагировала на действие других людей, потому что и сама поглощена смотрением? Ответ Мартины на оба вопроса: «Вне всяких сомнений, да».

В сентябре [2010] на английском и французском выходит альбом Мартины Франк под названием «Женщины» (“Women/Femmes”).
На фото: Тбилисские бани, март, 2004

Главы называются «Смотреть и чувствовать», «Изгнание», «За работой» и тому подобное – фотограф объединила результат труда пяти десятилетий, эти образы мощны и незабываемы, лишены ложного оптимизма, исполнены сочувствия без плаксивой жалости.

«Анри научил меня говорить «нет». Он научил меня быть избирательной, никогда не показывать фотографии, которые никто не захочет видеть опубликованными. Думаю ,сам он научился этому у Алексея Бродовича (Alexey Brodovitch, легендарный арт-директор из Harper’s Bazaar)».

Мартина Франк. Анри Картье-Брессон. Прованс — Альпы — Лазурный Берег, 1992 год

А как влияла на Анри она?
«Не имею понятия. Возможно, я научила его не терять самообладания в моем присутствии. Я просто уходила из комнаты, и он успокаивался».

источник: Martine Franck’s Pictures Within Pictures
Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...