Wednesday, August 22, 2012

Мартина Франк: лучший кадр / Martine Franck's best shot (2006)

Мартина Франк:
«Этот снимок я сделала летом 1976 года. Национальный фонд фотографии (the Fondation Nationale de la Photographie) только что выдал мне грант... предстояло делать снимки французов на отдыхе. Я направлялась на поп и рок фестиваль, но по пути решила заехать проведать моего друга, архитектора (Alain Capeilleres). Я знала, что он только что закончил проектирование бассейна, о своей концепции он много рассказывал накануне, и мне было интересно взглянуть, что получилось».

* * *
Англия, лошадь в поле (1978)
Прекрасное поле с дикими цветами и лежащей лошадью визуально уничтожается натиском индустриализации. Человек, развивая промышленность, пренебрегает природой, окружающей средой. Горизонт исчез, – вместо него выросли очертания промышленных предприятий. Мартина Франк выступает в защиту окружающей среды, её работы влияют на зрителя, вызывая желание защитить природу, сохранить планету.

* * *
В 1985 году Мартина Франк сотрудничала с Международной федерацией в пользу неимущих (International Federation of Little Brothers), которая заботилась о стариках и отверженных обществом. Это фото – из коллекции портретов пожилых людей, перешагнувших столетний рубеж. Коллекция называется «Время стареть» - кульминация размышлений фотохудожницы о положении стариков в обществе, об их отторжении, изоляции. На этом фотопортрете пожилая женщина – ветхая и хрупкая от прожитых лет, - однако не утратившая бодрости духа и способности шутить. Мартина Франк много внимания уделяет теме старости, она никогда не изображает пожилых как ненужных или второсортных членов общества.

Еще пара портретов женщин в возрасте более ста лет:


* * *
Это был 1992 год, день рождения Мартины Франк [2 апреля - Е.К.]. Её муж, легендарный Анри Картье-Брессон спросил, что она хотела бы получить в качестве подарка.
- Нарисуй свой автопортрет, - попросила Мартина.
Анри тут же принялся за работу. Он сел на постель, перед зеркалом, а Мартина лежала сзади, наблюдая за мужем. Удивительно видеть сосредоточенного на рисовании Анри. И вдруг она увидела перед собою его тройное изображение – редкая возможность для фотографа.

* * *
1992 год. Южный Судан, лагерь беженцев около Торит (Torit) для детей-сирот. Рисунок антилопы сделал мальчик, изображенный на фотографии - сирота Абель.
Мартина Франк побывала в Судане и сделала серию фотографий из жизни африканских детей, лишенных крова.

* * *
Монастырь Сонада, Индия. Февраль 1993 года. Тибетский Новый год. Реинкарнированный Калу Ринпоче (Kalou Rimpotche) дремает на троне. Вокруг – разнообразные подношения в связи с Новым годом.

* * *
Мартина Франк: лучший кадр / Martine Franck's best shot
ноябрь 2006
Бельгийская фотограф Мартина Франк рассказывает о самом любимом своём снимке.


«Я не часто рассматриваю свои собственные фотографии, но эта всегда приносит мне радость. Поистине безупречный момент.

1996 год, я была в буддийском монастыре в Непале, делала серию снимков тулку – реинкарнировавших детей [Мартина Франк встретилась с тулку (Tulku, форма проявления Будды в обыденном мире; тибетцы называют тулку также ринпоче, драгоценность), юными ламами, которые считаются реинкарнациями великих духовных мастеров древности – Е.К.], каждый из которых получает образование под руководством одного наставника. Обычно он был знаком с человеком, реинкарнацией которого считается ребенок – часто это один и тот же наставник, поэтому между учеником и мастером устанавливаются почти родительски близкие отношения.

Детям-тулку приходится прилагать много усилий, ведь однажды они сами будут передавать Учение Будды. Этот мальчик немного сбивался, читая все те мантры, которые должен был заучить наизусть. Голубь уже находился в комнате, порхая с места на место. Буддисты любят животных, их было много повсюду в монастыре.

Я находилась в комнате примерно около часа, просто сидела и наблюдала. Я и представить не могла, что птица может усесться на голову монаху. В этом чудо фотографии – стремишься уловить моменты удивления.

Я оказалась в нужном месте в нужное время, с нужными линзами на камере. Будь это объектив с переменным фокусным расстоянием, мне не хватило бы времени на настройки. А у меня были две «лейки», 35- и 50-мм, обе уже настроенные в соответствии с данным освещением; и 35-мм лейка сработала как надо.

Эта картина для меня – символ мира, а также воплощение единства, взаимопонимания молодых и пожилых. Хотя, разумеется, в момент фотографирования я об этом не думала – тогда всё сработало инстинктивно. Наверное, только позднее начинаешь осознавать подлинный смысл сделанного снимка.

Вернувшись из Непала, я показала это фото своему близкому другу, фотографу Йозефу Кудельке (Josef Koudelka), и он сказал: «Мартина, даже если бы ты привезла из Индии одно это фото, твоя поездка себя оправдала бы».

* * *
1996 год. Тензин Осэл Ринпоче (Tenzin Osel Rinpoche) – 11-летний испанец, в настоящее время проходит обучение в монастыре Сэра (Seraje); живет с отцом и братом. Он обучается с личными наставниками, но через несколько лет начнет вести диспуты с другими монахами.
На фото: практика в тибетском письме
UPD: Осэл Хита не закончил образование и не стал Ламой. см.: 1, 2, 3
* * *
1996 год. Боднат (Bodnath), Катманду (Непал), монастырь Шечен (Shechen Monastery)
Тулку Dohje Gyaltsen, 5 лет

Два или три года спустя после смерти выдающиеся ламы перерождаются в теле ребенка. Поиск такого ребенка ведется исходя из информации, оставленной самим ламой, а также учитывая сны, видения и интуицию оставшихся лам. Тулку обнаруживают в возрасте 3-4-х лет, провозглашают в 4 или 5 лет, а затем в возрасте 6 лет тулку поступают в монастырь. По правилам монастыря, каждый тулку обучается наставником; видеться с юными монахами своей возрастной группы тулку запрещено, или же количество подобных встреч ограничено.
Ринпоче, буквально «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон.

* * *
Каждый год монахи из трех основных монастырей традиции Гэлуг (Сэра, Дрепунг и Ганден) собираются для проведения диспутов, которые длятся с утра до вечера в течение трех недель.
В этом году (1996) монахи собрались в Сэра (Sera), состоящий их двух отделений: Seraje и Serame.
Диспуты во дворе главного храма

* * *
Боднат, 1998. Монастырь Пуллахари (Pullahari Monastery). Тулку Jamson Kongtrul Rinpoche IV.
Признан тулку и полгода назад привезен родителями из Тибета для обучения в Непале.

источники: 1, 2

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...