Saturday, August 25, 2012

Мартина Франк: Откровенно говоря... / Martine Franck On Photography With Feeling (2010)

Фотоальбом Мартины Франк под названием «Женщины» (Women/Femmes) выходит в этом месяце в издательстве Steidl.

Мартина Франк - об одиночестве, близости и решимости.

«Меня всегда тянуло к людям, которые говорят «нет», которые идут собственным путем. Я думаю, женщинам в целом, чтобы достичь чего-либо, необходима определенная смелость, настойчивость и очень четкие, обдуманные идеи. Это меня восхищает. Мне не приносил страданий тот факт, что я женщина; я всегда делала то, что хотела делать. Иногда в том, что я - женщина, есть даже определенное преимущество. Я была в Индии, работала с мусульманками в деревнях; могу уверенно утверждать, что будь я мужчиной – возможности фотографировать там я была бы лишена.
Очень многие женщины крайне одиноки. Я тоже в разные периоды жизни испытывала одиночество, это вызывает у меня сопереживание и сочувствие.

Изучая буддизм, я научилась состраданию. Очень надеюсь, что мне присуще сострадание. Это не постоянное состояние, люди или какие-то ситуации могут не нравиться. Но фотографируя человека, я неизменно стараюсь представить себя на его месте. С теми женщинами в Индии, которых я снимала, у меня не было ничего общего, но в то же время меня глубоко тронуло и обеспокоило то, как они живут, выживают, как они пытаются протестовать. Это отождествление, опознавание себя в человеке, которого фотографируешь.
Мартина Франк. Портрет тибетской монахини. 2001 год

Разумеется, очень помогает, если находишь нечто помимо просто черного или белого фона, - какой-то элемент архитектуры, окружения, любимые предметы того, кого фотографируешь. Но когда делаю фотопортрет, я прежде всего ищу огонь в глазах, мерцание, быстрый взгляд, выражение лица, то, как сложены руки, – руки вообще крайне важны. Когда я делаю чей-то портрет, я много разговариваю с этим человеком, – чтобы в момент съемки люди подумали о моём вопросе, а не обо мне. Уверена, что разговаривать с людьми – очень важно; задавать вопросы, обсуждать, стараться создать определенную близость.

Я люблю снимать людей, которых общество забыло. Я много фотографирую пожилых, довольно часто – беженцев и изгоев. Это как с тибетцами: я не хочу, чтобы они канули в забвение, не хочу, чтобы исчезла их культура, нельзя, чтобы они утратили собственные корни.
Мартина Франк. Дом престарелых (Maison de Nanterre), 1978 год

Фотопортреты стариков я делала, будучи еще очень молодой, и теперь могу признаться, что приближаясь к возрасту тех, кого снимала тогда, чувствую, возможно, слишком полное отождествление. В юности я искала некие универсальные, общечеловеческие темы о том, чему суждено случиться со всеми нами. У всех появляются возвышенные идеи, когда старение – где-то там далеко. На старость очень интересно смотреть с расстояния, но когда сам приближаешься к ней, она уже не кажется столь захватывающей. Нынче меня больше интересует поколение помоложе.

Для фотографа важно сохранять любопытство, идти в ногу с событиями, происходящими в мире – в мире политики, искусства. Чем глубже понимаешь происходящее, тем лучше будут фотографии.

источник

* * *
Мартина Франк говорит: «Любопытство помогает открывать двери, заставляет преодолевать себя, путешествовать, встречаться с людьми». Она – одна из считанных женщин, получивших приглашение в начале 1980-х войти в фотоагентство Magnum Photos. Приехав в Париж в середине 1960-х, Франк стремительно завоевала репутацию автора интимных, нарративных портретов знаменитых художников и писателей своего – и любого другого, - времени, включая Мишеля Фуко (Michel Foucault), Марка Шагала (Marc Chagall) и Аньес Варда (Agnès Varda).
Мартина Франк. Портрет кинорежиссера Аньес Варда, 1983 год

Однако жгучий, безудержный интерес фотохудожницы к миру всегда балансировал на грани общепринятого, её излюбленными моделями становились изгои, заброшенные, пренебрегаемые, – и многие из них - женщины.

За свою более чем сорокалетнюю карьеру Мартина Франк побывала в самых разных уголках Земли, делая фотопортреты женщин, совершивших нечто знаменательное или неожиданное.
Мартина Франк. Нью-Йорк, столовая Армии спасения, 1979 год

Беженки собравшиеся в парижской церкви, спасаясь от депортации, японский традиционные танцовщицы в Киото, продавщицы свечей в Марокко, - любая фотография Мартины Франк честно и чётко рассказывает историю женского самоопределения.
В книге «Женщины» (Women/Femmes, издательство Steidl) собраны лучшие из таких фотопортретов. Это не только впечатляющий результат полувековой работы одной из самых талантливых фотографов нашего времени, - это доказательство силы и возможностей, заложенных в сострадании, любопытстве и простом умении видеть.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

из серии фоторабот Мартины Франк «Женщины» (Women/Femmes):

слева: актриса Жюльетт Бинош, 1993 год
справа: актриса Жанна Моро, 1991 год


слева: актриса Изабель Юппер, 1981 год
справа: актриса Мария Голубкина, Москва, 2000 год

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...