Thursday, February 09, 2012

Кто такой Пол Репс? / Who Was Paul Reps? (1895–1990)

Пол Репс (Paul Reps, 1895–1990) был известным американским художником, поэтом и писателем. Наибольшую славу ему принесли стихотворные формы в стиле хайку, которые он публиковал, начиная с 1939 года. Пол Репс считается одним из первых американских поэтов-сочинителей хайку.

Наряду с литературными произведениями Репса, широкое признание получили его рисунки. Его книги сопровождаются авторскими иллюстрациями, которые отмечены влиянием дзэн-буддизма.

Пол Репс много путешествовал, долгое время проводя в Азии. Его творчество получило широкое признание в Японии, где Репс часто бывал во время выставок его работ в художественных галереях, а также глубже исследуя буддизм.

На склоне лет Репс избрал своим домом остров Мауи, Гавайи (Maui in Hawaii). Последние два года жизни он жил в Haven Institute со своими друзьями, психиатрами и писателями Джоком МакКином (Jock McKeen) и Беннетом Вонгом (Bennet Wong).

НЕВЕРОЯТНО – Каким бы невероятным это ни казалось... это казалось!
— Reps ((Wong & McKeen 1995))


(рисунки Репса: "Все они поют, только мы их не слышим" и "Проси и будет так")

**
Кто такой Пол Репс?
Памяти Пола Репса,
авторы – Беннет Вонг (Bennet Wong) и Джок МакКин (Jock McKeen)

Репс был феноменом. Родился в Айове, в молодые годы в начале 1900-х отправился на Восток и обучался там под руководством азиатских наставников. Постепенно он усвоил, впитал мудрость Востока и начал распространять её на Западе, используя уникальную методику. В 1939 году он опубликовал «Дзэн плоть, дзэн кости» (Zen Flesh, Zen Bones), затем продолжил развивать свои идеи относительно самовыражения, уверенный, что люди используют слишком много слов. Он мгновенно набрасывал свои рисунки-стихи; примитивные, похожие на детские зарисовки – и пронзительные эпиграммы в духе хайку.

Репс был бродягой, нигде не пуская корней. Он считал своим домом всю планету. В своих – длиною в жизнь, - скитаниях по Земле он останавливался в самых разных уголках, чтобы потом продолжить таинственный путь. В каждом таком месте, в столь далеких друг от друга странах, как Норвегия, Япония, Индия, США и Канада, Репс обретал настоящую семью из друзей, которые ждали его, любили его, росли и развивались благодаря милосердию его проникновенного учения.


(рисунки Репса: "Будь" и "Ты сам себе счастливая печенюшка")

В последний день его жизни, когда он был в покойном бессознании, руки Пола удивительным образом сложились в мудру единства (mudra of oneness), йогическую позу, воплощающую мир и покой. Указательные пальцы обеих рук касались кончиков смежных больших пальцев. Одна из сиделок заметила этот жест и спросила: «Что это означает?» Мы думаем, что смысл жеста – в том, что всё существо Репса пребывало и продолжает пребывать в связи с космической гармонией и предавая себя новому опыту, он принял позу почитания, которое демонстрировал всю жизнь. Скользнув в смерть, он ушел так, как всегда учил других.

Говоря словами Репса, которые он часто смиренно произносил в адрес других: «Спасибо за твою жизнь».

источник


("Превышая световой барьер" и "Внешнее насыщает кислородом внутреннее")

**
Краткая хронология жизни Пола Репса

15 сентября 1895 года – Пол Репс родился в городе Cedar City, штат Айова, США
1920 – учится в Дартмус колледже (Dartmouth College)
1935 – встречается с духовными учителями Востока. «Я несколько раз бывал в Индии. Какую-то часть из 14 лет я провел в Японии, другую часть – на материке, в Китае. Мой самый дальний прыжок на лыжах – всего 72 фута [примерно 21 метр], а в дзюдо я получил только коричневый пояс».
1939 год – опубликован сборник стихотворений «More Power To You – Poems Everyone Can Make» (Больше энергии тебе – стихи, которые может писать каждый)
1 сентября 1948 года – Репс знакомится с Биллом Сигалом (Bill – William - Segal) во время поездки в Японию; их приветствует группа из 40 поклонников.
1951 – выходит книга UNKNOT THE WORLD IN YOU (сбрось путы с внутреннего мира)
1952 – выставка рисунков-стихов в Японии. Рисунки, словно сохнущее белье, свободно развешены на бамбуковых перекладинах. Их тихо колышет ветерок. Выставка имела большой успех.
1957 – опубликована книга «Дзэн плоть, дзэн кости»
1960 – вышла книга «Big Bath»
1962 – изданы Zen Telegrams (Дзэн телеграммы)
13 марта 1962 – «В Гонконге было чудовищно жарко. Всем присутствовавшим китайцам понравились стихи. Через день я был во Франкфурте, потом на моем Фольксвагене – в Гамбурге, а затем в Дании. В настоящее время я живу в Молде, Норвегия».
1 июня 1963 – Колорадо, Reps Playshops
1964 – опубликован PICTURE POEM PRIMER
7 октября 1964 - Репс в Хило, прибрежном городке на Гавайях
1965 – опубликованы Unwrinkling Plays
1 мая 1966 – живет в Сиэтле и Ванкувере
1967 – опубликована книга Square Sun Square Moon (квадратное солнце, квадратная луна); опубликована ASK A POTATO
1 марта 1967 – выставка работ в Good Konst Gallery, Гётеборг, сопровождаемая шумной газетной рекламой.
12 мая 1967 – выступает в Боулдере, городе на севере центральной части Колорадо
1969 – опубликованы книги Gold and Fish Signatures, 10 Ways to Meditate. Строит дом на Гавайях (Dark/Light House), очень любит здесь жить. Годы спустя продаёт дом за ту же сумму, что покупал.
1971 – опубликована книга BE! (Будь!)
9 сентября 1974 «С радостью сообщаю вам о моем прибытии в Викторию и отъезде в октябре в Дзэн центр Сан-Франциско».
1975 – опубликована книга SIT IN
1 сентября 1977 – На Гавайях Reps Playshops (with Rick & Annie Bernstein)
1978 – опубликована книга Juicing
1 марта 1980 – живет в городе Ваймеа, Гавайи
1 декабря 1981 – вышли «Письма к другу» ("Reps - Letters to a Friend")
С 1 сентября 1986 по 1990 – живет в Ваймеа, часто планирует поездки, но покинуть Гавайи не решается
15 февраля 1990 – 18 марта 1990 – последняя поездка из Гавайев в Ванкувер, Канада
18 марта 1990 – 12 июля 1990 – вылет из Ванкувера, едет в Лос-Анджелес, спасаясь от холодов
12 июля 1990 – Репс умирает в Лос-Анджелесе, не дожив двух месяцев до своего 95-летия.

источник

**
Фотографии Пола Репса и его автографы – в альбоме Джин Шарпи (Jean Sharpe)


(на открытке справа: "Я просыпаюсь утром, сплю ночью, каждый день - день  моего рождения"

**

("Выпивая чашку зеленого чая, я прекращаю войну"; "Сострадание Будды, любовь Иисуса и прикосновение руки")

**
Вильям (Билл) Сигал (William Segal), писатель и художник, живет в Нью-Йорке и Париже:

Когда Пола Репса спрашивали, какое именно направление дзэн он практикует, он отвечал: «Репс дзэн!» Этот поэт-художник-философ, который умер в прошлом году в возрасте 95 лет, не просто следовал своему пути в дзэн, он оказал влияние на целые поколения американцев. «Плоть дзэн, кости дзэн», коллекция дзэн-историй, составленная Репсом, была опубликована в 1952 году и продолжает знакомить новичков с традицией.

Я познакомился с Репсом вскоре после Второй мировой войны. Он присылал мне статьи для журналов Gentry, American Fabrics и других, которые я издавал в те годы. В одной из сопроводительных записок он предложил нам вместе отправиться в Японию. Первая наша встреча состоялась в старом колониальном аэропорту Лос-Анджелеса, рейс на Дальний Восток.

Репса связывала крепкая дружба со многими японскими мастерами дзэн. Однако он настойчиво отвергал «официальный дзэн». На моё предложение отправиться на практику в дзэн монастырь, Репс сказал: «Не езди туда. Они тебя испортят».

Репс проповедовал, что «один звук пронизывает всё сущее». Но до самого последнего времени мир обращал очень мало внимания на этот единый звук. Репс искренне жил мыслью, что человеческие существа – Неведомые Существа, которые могут войти в тишину – в свою подлинную природу, - в этот самый миг, в настоящий момент. Для него способность коснуться иного мира внутри самого себя была ежесекундной возможностью. Он утверждал, что буддовость есть в каждом, что вневременной, внепространственный элемент присущ каждому живому существу. Не важно, что этот мир феноменов не может адекватно выразить мир ноуменов [ноумен - понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый, или «интеллигибельный», мир. В интерпретации Канта ноумен — возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себе»]; тот факт, что ЭТО не в состоянии постичь, осознать ТО, Репса не волновал.
Как говорил Бенкэй (Bankei), «Перестань беспокоиться. Просто загляни внутрь себя».
(Не только каждый человек, телефоном или без, связан с каждым в нашем мире, 
мы пронизаны их любовью и теплотой, а они - нашей)
 
Родившийся на Среднем Западе, учившийся в Dartmouth College, Репс был частью нью-йоркского Гринвич-Виллиджа после Первой мировой войны. Репс узнал о Рамана Махарши (Ramana Maharshi, 1879 — 1950, известный индийский философ и мудрец) и нашел дорогу к хижине отшельника Лакшманджу (Laksmanjoo) в Кашмире. Там он вобрал в себя и транскрибировал рукопись 4 000-летней давности “112 Ways of Centering” (112 путей концентрации), наверное, самое точное и полное руководство по медитативной практике. В 1952 году некоторые переводы на английский появились в журнале Gentry magazine и в «Письмах к другу», сборнике рисунков, текстов и адресованных мне писем.

Встречи в Репсом всегда становились событием, потому что он ощущал каждую случайную встречу и каждое знакомство «проявлением не очевидного» (“evidence of things not seen”). Он говорил так: «Возможно, что мы встречаемся в мире только с теми людьми, с которыми заслуживаем встретиться, с которыми должны встретиться, с которыми манит встретиться, - подобно тому, как отдельные капли воды из ручья на своем пути к морю скользят по отдельным камням».

источник

**

Пол Репс, «Письма к другу: сочинения и рисунки, 1939 – 1980» (Paul Reps, letters to a friend: Writings & drawings, 1939 to 1980)
Эта «озаренная вами судорога Репса» (как описал сам автор) составлена из эклектичной подборки писем, открыток, рукописей, рисунков и газетных вырезок, которые Репс посылал своему другу Биллу [Сигалу] на протяжении 30 лет. Весь текст в книге, а также иллюстрации взяты или из этой переписки, или из ранее опубликованных работ Репса.
Это первая опубликованная коллекция писем Репса, в которую впервые за 20 лет включены репродукции его рисунков на японской бумаге. Этот вид бумаги, обычно производимый из коры тутового дерева (кодзо/ kozo) – неповторимый посредник наиболее изысканных работ Репса. Репродукции в данном издании – единственные в своем роде.

источник: Book description
**


**
Когда мы видим линию или образ
или рисуем линию
или произносим строку
мы совершаем это
вдоль тока наших нервов.

Когда мы чувствуем-видим
или чувствуем-рисуем
или чувствуем-говорим
мы делаем это
в ритме нашего сердца.

Мы чувствуем,
переживаем,
обретаем опыт.

стихи-рисунки Репса - с вебсайта

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...