Sunday, July 24, 2011

Японский зодиакальный календарь / Japan Zodiac Calendar

Зодиакальный календарь – часть основательной и продуманной системы, основанной на китайской астрономии, космологии и предсказаниях. Его использовали для отслеживания прибывающих и убывающих фаз Луны, для учета лет, месяцев, дней и часов в гражданском календаре и при китайском императорском дворе, для предсказания будущего и определения характера человека.

Сейчас вытесненный Григорианском (солнечным) календарем, зодиакальный календарь до сих пор (неофициально) используется многими азиатскими и западными народами как популярный метод ворожбы и предсказаний. Более того, зодиак – выдающийся календарь стародавней Азии. Его 60-летний цикл по сей день имеет первостепенное значение для современных историков искусства, помогая точно определить дату создания древних произведений искусства. Китайский зодиак имеет множество важнейших отличий от западного зодиака, и их нельзя смешивать. Первый основан на лунном летоисчислении и пяти 12-летних подциклах, тогда как второй вращается вокруг 12-месячного солнечного года. Более того, китайский зодиак не приравнивается к созвездиям, подобно зодиаку западных культур. Тем не менее, китайская астрология заимствовала некоторые концепции у эллинистического зодиака, а также из индо-иранской астрологии, включая 9 светил и 28 лунных домов.

Большинство ученых уверены, что Китайский зодиак берет начало задолго до рождения исторического Будды в Индии (около 500 до н.э.). Первые изображения 12 зодиакальных животных в Китае возникли на полотках усыпальниц около 533 года до н.э.

По китайским преданиям, до ухода Будды из этого мира только 12 животных выразили ему свою преданность. За это Будда удостоил их чести, назвав годы в порядке прихода к нему этих животных.

Вместо вопроса о возрасте японцы скорее зададут вам вопрос о знаке зодиака, под которым вы родились – так можно избежать прямого вопроса, в то же время догадаться, сколько вам лет. Японцы верят, что людям, рожденным в год определенного животного, присущи общие черты – рожденные в Год Лошади, например, успешны в обращении с деньгами и умеют быстро принимать решения.

С течением времени зодиакальная система становилась всё более продуманной и сложной. Приобретя в Китае огромное значение, она распространилась и повлияла на последующее развитие буддийской традиции по всей Азии. В Китае, где буддизм возник в I - II веках н.э. 12 зодиакальных животных ассоциировались с 12 Небесными владыками в период Династии Суй (Sui Dynasty, 581-618).


Когда в середине VI столетия буддизм распространился в Японии, жители страны горячо приняли как буддийское учение, так и зодиакальный календарь (официально принят в 604 году н.э.). В Японии зодиакальный календарь известен как Канси (Kanshi) или Это (Eto), а его 12 животных - Дзюни Си (Jūni Shi). Наибольшей популярности зодиак достиг в эпоху Эдо (1600-1868 н.э.). К этому времени каждое из 12 животных соотносилось с одним из 8 божеств-защитников из буддийского пантеона (4 охраняют 4 кардинальных сферы; другие 4 охраняют 4 полусферы, ассоциируясь с двумя животными из зодиака – таким образом охватывая все 12).
Определить свой год и имя своего божества

Во многих японских храмах и сегодня можно купить защитные амулеты или резные фигурки буддийско-зодиакальных божеств. В 1872 году в Японии от лунного календаря отказались в пользу солнечного (Григорианского), однако по сей день многие храмы и святые места используют лунный календарь для важнейших праздников и торжественных мероприятий.

Родившимся в Год Крысы в японском календаре покровительствует Сэндзю Каннон (Senju Kannon), бог (или богиня) Милосердия, Тысячерукий и тысячеглазый Каннон – на каждой ладони - глаз.
[Каннон - самый популярный бодхисатва как в Китае, так и в Японии. На санскрите он называется Авалокитешвара, что толкуется по-разному. Одно из толкований - «смотрящий на мир». Его образ часто служит воплощением сострадания. В Сандзон (Тройном образе) его часто изображают в комбинации с Буддой Амида.
Сэндзю Канон - это сокращенное название от Сэндзю Сэнгэн Каннон («Тысячерукая и тысячеглазая Каннон»). Скульптуры Сэндзю Каннон обычно имеют по 20 рук справа и слева, не считая 2 «главных» рук. Ранние изображения Сэндзю Каннон, сохранившиеся в Японии, действительно тысячерукие. На каждой ладони рук имеется по глазу. Эти руки символизируют безмерные возможности Каннон для спасения всех живых существ].
Сэндзю – одна из шести Каннон, защищающих людей от шести сфер кармических перерождений, она следит за миром голодных духов.
Начиная с VIII столетия и доныне Сэндзю Каннон молятся ради исцеления от недугов, облегчения болезней глаз и во избежание слепоты.

Кокудзо Босацу (Kokūzō Bosatsu) – покровитель двух зодиакальных животных, Быка и Тигра.

Kokūzō, букв. «Чрево Пространства». Бодхисаттва пространства, Мудрость пустотности.
Кокудзо Босацу, или Бодхисаттва Акасагарбха (Akasagarbha) – божество мудрости и памяти, покровитель мастеровых, ремесленников и художников.
Кокуздо символизирует «всепроникающую и безграничную» мудрость Будды, пронизывающую пространство. Верующие молятся Кокудзо ради обретения мудрости на пути к просветлению. Японцы также просят Кокудзо об улучшении памяти и совершенствовании художественных талантов. Он уничтожает препятствия, помогает людям признавать и исправлять их ошибки.
Кокудзо особенно почитаем японской школой эзотерического буддизма Сингон (Mikkyō).
Её основатель Кукай (Kūkai, Кобо Дайси, 774-835) достиг просветления на рассвете, когда Кокудзо явился в облике утренней звезды и отверз уста Кукая.

Сингон Мантра Утренней Звезды
Транслитерация.
namo ākāśagarbhaya oṃ ārya kamari mauli svāhā
намо акашагарбхая ом арья камари маули сваха
Японское прочтение.
nōbō akyasha kyarabaya on ari kyamari bori sowaka
Эта мантра занимает важное место в духовных практиках школы Сингон. Она восходит к тексту: Kokūzō bosatsu nō man shogan saishō shin darani gumonji hō. Практика этой мантры развивает способность помнить и понимать любой увиденный текст.
В Японии на острове Хонсю дети, которым исполнилось 13 лет, доныне придерживаются традиции молиться Кокудзо Босацу в надежде стать более разумными и сообразительными.

Родившимся в Год Кролика покровительствует Мондзю Босацу (Monju Bosatsu).
Бог мудрости, Глас буддийского закона.
Иногда изображают в юношеском облике как символ «вечной молодости».

Мудрейший из Бодхисаттв. В современной Японии студенты молятся Мондзю, чтобы успешно сдать экзамены и стать талантливыми каллиграфами.
Одно из 13 божеств школы эзотерического буддизма Сингон (Mikkyō) в Японии. В этой ипостаси Мондзю возглавляет поминальные службы, которые проводятся на 21-й день после смерти человека.
В буддийской школе Тэндай (Tendai) считается божеством кухонь и гостиных – при этом носит имя Sōgyō Monju.
В качестве божества залов для медитаций Мондзю поклоняются в некоторых дзен храмах, тогда он носит имя Shōsō Monju.

В Японии Мондзю обычно изображают с мечом мудрости в правой руке (для пресечения иллюзий и просветления омраченного разума) и восседающим на рычащем льве, символизирующем глас Буддийского Закона и силу буддизма в преодолении преград. В левой руке Мондзю держит символическое изображение сутры Hannyakyō, или голубой лотос.
Иногда Монздю изображен восседающим на павлине или белом лотосе.

Фугэн Босацу (Fugen Bosatsu, Fugen Bodhisattva) – покровитель родившихся в Год Змеи и Год Дракона.
Бодхисаттва практики и нравственных поступков.
Фугэн известен как Боддхисаттва «Великого и возвышенного поведения», поскольку учит, что действия и поступки важны в той же степени, что мысли и медитация. Фугэн поощряет старательное выполнение буддийских практик милосердия, нравственного поведения, терпения, самоотверженности и преданности. Фугэн – защитник всех, кто обучает Дхарме (буддийскому закону).
Часто Фугэна изображают верхом на слоне, традиционно белого цвета, с шестью бивнями. Они символизируют победу над привязанностью к шести чувствам; белый слон – символ могущества буддизма в преодолении преград.
Руки божества сложены ладонями вместе в молитве (мудра Gasshō Mudra, или Añjali Mudra).

Эннити (религиозный праздник). 14-й день каждого месяца считается Эннити Фугэна, буквально – «день связи, соотношения». Эннити празднуют особо для каждого будды или бодхисаттвы. Вознесение молитв соответствующему божеству в такой день будет более действенным и принесет больше заслуг молящемуся, чем в обычные дни.

В эпоху Хэйан японские женщины приняли буддизм в форме поклонения Сутре Лотоса и Бодхисаттве Фугэну.
В Японии Фугэн – одно из 13 божеств, главенствующее на поминальных службах в 28-й день по смерти человека.

Сэйси Босацу (Seishi Bosatsu) – покровитель родившихся в Год Лошади.
Буквально – «приобретать силу».

Это один из 25 бодхисаттв, спустившихся с небес (raigō) с буддой Амитабха (яп. Амида), приветствуя души усопших в Чистой Земле.
В Японии Сэйси Босацу обычно изображают в триаде, известной как Амида Сандзон (Amida Sanzon = Amida Triad), или Тройной Образ. Амида в центре, Сэйси, воплощающий мудрость, справа, и Каннон, символ сострадания, слева. Вне Тройного Образа Сэйси Босацу в Японии изображают редко.
Сэйси – один из 13 бодхисаттв Сингонской школы эзотерического буддизма, главенствующий на поминальных церемониях, проводимых в первую годовщину после смерти человека.

Дайнити Нёрай (Dainichi Nyorai) – покровитель тех, кто родился в Год Овцы (Козы) и в Год Обезьяны.

Буквально - «Великое Солнце».
Символ центра зенита. Космический, Великий, Всеобъемлющий Будда. Жизненная сила, освещающая вселенную. Высшее божество тантрических (эзотерических) школ Японии.
Происхождение божества связывают с древним культом поклонения солнцу и зороастрийскому богу света.
Считается, что Дайнити – вездесущ и повсеместен, он в воздухе, которым мы дышим. Это одно из 13 божеств секты Сингон, под руководством которого проходят поминальные церемонии на 12-й год после смерти человека.
В Японии и Корее Дайнити изображают с руками сложенными в мудру Шести Элементов, известную и как мудра Мудрости или Знания.

Исключение из правил:
Изображения Нёрай (будда, татхагата) редко имеют узоры или украшения. Дайнити Нёрай – исключение: его отличает не только мудра Шести элементов, но венец и драгоценности.
Один из самых известных примеров – Дайбуцу в храме Тодай-дзи в Наре (Tōdai-ji, Nara), предположительно, крупнейшая бронзовая статуя в мире. Но на самом деле это Бирусана Нёрай (Birushana Nyorai), - второе воплощение одного и того же божества, которое разные секты называют по-разному. Скорее всего, Дайнити «возникло» из Бирусаны.

Фудо Мё-о (Fudō Myō-ō) – покровитель родившихся в Год Петуха.

Букально – «недвижимый», «непреклонный».

В Японии часто появляется под мистическим именем Joju Kongo, «вечный и постоянный алмаз» - как глава пяти великих царей волшбы.

Обращает зло в спасение; свирепое и яростное лицо Фудо призвано напугать людей и заставить их принять учения Дайнити.
В правой руке – курикара (kurikara), меч, покоряющий дьяволов (также символ пресечения невежества и борьбы с тремя пороками: жадностью, злобой и невежеством). В левой руке – веревка для ловли и усмирения демонов и сил зла. На лбу – третий глаз (символ всеведения).
Часто изображается сидящим или стоящим на скале (ведь Фудо непоколебим в своей вере).

Фудо поклоняются как божеству, приносящему благосостояние и удачу в деньгах.
Ореолом Фудо часто служат языки пламени, которые по буддийскому учению символизируют очищение разума путем выжигания всех материальных желаний.
Некоторые считают Фудо ипостасью индусского бога Шивы.

Фудо – одно из 13 божеств секты эзотерического буддизма Сингон, и ему посвящены мемориальная церемония, проводимая в 7-й день после смерти человека.

Покровитель рожденных в Год Собаки и в Год Свиньи - Амида Нёрай (Amida Nyorai)
другие имена: Будда бесконечного света и жизни; Амида Будда, Амида Татхагата, Амида Нёрай.

Одно из основных божеств японского буддизма. Вера в Амиду связана с возможностью войти в Чистую Землю.
Одно из 13 божеств секты Сингон (Mikkyō), руководит поминальными службами на вторую годовщину со дня смерти человека.

Интересные подробности о зодиакальном календаре Японии:

* Тоси Отоко (Toshi Otoko) и Тоси Онна (Toshi Onna). «Частичный» зодиак основан на 12-летнем цикле, каждый год которого связан с определенным зодиакальным животным. Каждые 12 лет человек, родившийся в определенный год, отмечает совпадение своего года рождения с текущим годом под эгидой «своего» животного. Мужчин называют «Тоси Отоко», женщин – «Тоси Онна».
По древней японской традиции, «тоси отоко», или «счастливый человек года», обычно должен готовить в новогодний праздник еду для всей семьи на три дня.

* Канрэки (Kanreki), или Празднование 60-летнего юбилея. «Полный» зодиакальный цикл основан на 60-летнем цикле (пять 12-летних подциклов). Когда человек достигает 60-летия – эту годовщину называют канрэки, признание «второго младенчества».

Японский термин «канрэки» дословно означает «цикл» (кан) и «календарь» (рэки). Иначе говоря, жизненный цикл возвращается после 60 лет к своей начальной точке, и канрэки отмечает эту точку своей жизни, когда его личный календарь вернулся к зодиакальному знаку, под которым он родился. На празднование 60-летия традиционно приглашают друзей и родственников, и по обычаю юбиляр надевает красную шапочку и красную рубаху. Такую одежду обычно носят младенцы, и это символизирует возврат именинника к истокам.

Другие интересные детали о возрасте и числах в Японии

*В китайской зодиакальной космологии нечётные числа считаются благоприятными, и поэтому в такие дни проводится большинство торжеств и праздников. В Японии это называется Госэкку (Gosekku, буквально – празднества пяти сезонов).

Пять главных торжеств по старому лунному календарю в Японии:

1. Первый месяц, первый день = Kochōhai, празднование Нового года.
2. Третий месяц, третий день = Хина мацури – Праздник девочек (кукол)
3. Пятый месяц, пятый день = Tango no sekku, Праздник мальчиков (День детей).

Сей Сёнагон в своих "Записках у изголовья":
Из всех сезонных праздников самый лучший - пятый день пятой луны. В воздухе плывут ароматы аира и чернобыльника.
Все кровли застланы аиром, начиная с высочайших чертогов и до скромных хижин простонародья. Каждый старается украсить свою кровлю как можно лучше. Изумительное зрелище! В какое другое время увидишь что-либо подобное?

4. Седьмой месяц, седьмой день = Kikkouden, или Танабата.
5. Девятый месяц, девятый день = Chōyō no en, Праздник хризантем

источник, фотоиллюстрации

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elenakuzmina.blogspot.com/

Wednesday, July 20, 2011

Фусума-е и храм Тисаку-ин в Киото/ Fusuma-e in Chishaku-in temple

В программе о Венеции в Киото (выпуск 35) упоминался храм Тисаку-ин (Chishaku-in). Немного из найденного о храме и заинтересовавшем попутно:

Тисаку-ин (Chishaku-in) - главный храм Синьон буддийской (Shingon Buddhism) секты Тидзан (Chizan Sect). Основан в XIV веке.
Храм не пользуется особой популярностью у туристов, несмотря на великолепные сады и Национальные сокровища храма – рисунки в стиле фусума-е. За время существования храма он неоднократно подвергался пожарам, поэтому более половины рисунков утрачены.

*
Синьон (Shingon), или Миккио ( Mikkyo) – течение буддизма Ваджраяны. Высшее учение Синьона остается строго охраняемым секретом.
Синьонская секта японского буддизма (Shingon Buddhism) берет начало в тибетском буддизме Ваджраяны (Vajrayana). Представители секты пользовались целительными практиками Каджи (Kaji).
Одно из значений слова Kaji – лечение сообща. Практик посредством медитации визуализирует некое божество (Будду или боддхисаттву) и, сливаясь с ним, укрепляет свои целительские способности. Другой метод объясняет Каджи как обет (Adishtana) или определенную мысль. В этом случае Kaji используется для исцеления других или себя. Лечение основано на вере в духовную целительную силу Будды и боддхисаттв.
Целительная сила Каджи коренится в мантрах и молитвах, когда священник помещает камни или чётки на голове, плечах, спине, шее исцеляемого. Тот читает сутру сердца, призывая энергию космоса укрепить свои жизненные силы.

*
Фусума (fusuma) - раздвижные двери в виде деревянной рамы, оклеенной с двух сторон плотной бумагой (или, особенно в ранние периоды, – шелком), которые одновременно служат для разделения большой комнаты на отдельные помещения.
Происхождение фусума можно проследить от раскладных ширм, привезенных из Китая.

Фусума-е (fusuma-e /shouji-e) – живопись на панелях фусума. Первые упоминания о японских фусума-е датированы VIII веком. Оригинальных рисунков тех лет не сохранилось, однако литературные источники указывают, что фусума-е были популярной деталью интерьеров, столетиями украшая дворцы и дома знати, а также храмовые помещения.
Иногда фусума-е снимают с раздвижных деревянных рам, перенося на складывающиеся ширмы (byoubu) или сохраняя в виде свитков (kakejiku).

*
Примеры фусума-е в храме Тисаку-ин:

Сосновое дерево и штокроза – Фусума-е кисти известного художника Хагесавы Тёхаку (Hasegawa Tohaku, 1539-1610).

Он родился в семье красильщиков тканей. Изучал стиль живописи ямато-е (Yamato-e) и буддийскую иконографическую традицию. В 33 года переехал в Киото. Позже основал школу живописи Хасегава, состоявшую, собственно, из самого Тёхаку и четырех его сыновей. Выполнял заказы главных храмов и знатных воинских семейств.
До XX столетия Хасегава был известен в основном своими рисунками с изображениями обезьян или гиббонов, выполненными чернилами в стиле живописи дзен-буддийских священников XIII века.
Хасегава стал первых художником, использовавшим в качестве основной вдохновляющей темы сосновые деревья. Его полотна с соснами стали Национальными сокровищами Японии.
В 1930-х годах историки добавили к творческому наследию Хасегавы значительное количество работ, проанализировав стиль живописи. Среди них – фусума-е храма Тисаку-ин.

Репродукция Фусума-е с изображением кленового дерева. Оригинал написан Хасегава Тёхаку (Hasegawa Tohaku, 1539-1610) после смерти сына. Фусума-е хранится в Homotsu-den здании храма.

Репродукция Фусума-е с цветением вишни. Написана 25-летним Хасегава Кьюдзо (Hasegawa Kyuzo), одним из четырех сыновей художника Тёхаку. По завершении картины Кьюдзо умер.

источник, фотографии с вебсайта
Fusuma-e
Hasegawa Tohaku
Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elenakuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...