Wednesday, July 20, 2011

Фусума-е и храм Тисаку-ин в Киото/ Fusuma-e in Chishaku-in temple

В программе о Венеции в Киото (выпуск 35) упоминался храм Тисаку-ин (Chishaku-in). Немного из найденного о храме и заинтересовавшем попутно:

Тисаку-ин (Chishaku-in) - главный храм Синьон буддийской (Shingon Buddhism) секты Тидзан (Chizan Sect). Основан в XIV веке.
Храм не пользуется особой популярностью у туристов, несмотря на великолепные сады и Национальные сокровища храма – рисунки в стиле фусума-е. За время существования храма он неоднократно подвергался пожарам, поэтому более половины рисунков утрачены.

*
Синьон (Shingon), или Миккио ( Mikkyo) – течение буддизма Ваджраяны. Высшее учение Синьона остается строго охраняемым секретом.
Синьонская секта японского буддизма (Shingon Buddhism) берет начало в тибетском буддизме Ваджраяны (Vajrayana). Представители секты пользовались целительными практиками Каджи (Kaji).
Одно из значений слова Kaji – лечение сообща. Практик посредством медитации визуализирует некое божество (Будду или боддхисаттву) и, сливаясь с ним, укрепляет свои целительские способности. Другой метод объясняет Каджи как обет (Adishtana) или определенную мысль. В этом случае Kaji используется для исцеления других или себя. Лечение основано на вере в духовную целительную силу Будды и боддхисаттв.
Целительная сила Каджи коренится в мантрах и молитвах, когда священник помещает камни или чётки на голове, плечах, спине, шее исцеляемого. Тот читает сутру сердца, призывая энергию космоса укрепить свои жизненные силы.

*
Фусума (fusuma) - раздвижные двери в виде деревянной рамы, оклеенной с двух сторон плотной бумагой (или, особенно в ранние периоды, – шелком), которые одновременно служат для разделения большой комнаты на отдельные помещения.
Происхождение фусума можно проследить от раскладных ширм, привезенных из Китая.

Фусума-е (fusuma-e /shouji-e) – живопись на панелях фусума. Первые упоминания о японских фусума-е датированы VIII веком. Оригинальных рисунков тех лет не сохранилось, однако литературные источники указывают, что фусума-е были популярной деталью интерьеров, столетиями украшая дворцы и дома знати, а также храмовые помещения.
Иногда фусума-е снимают с раздвижных деревянных рам, перенося на складывающиеся ширмы (byoubu) или сохраняя в виде свитков (kakejiku).

*
Примеры фусума-е в храме Тисаку-ин:

Сосновое дерево и штокроза – Фусума-е кисти известного художника Хагесавы Тёхаку (Hasegawa Tohaku, 1539-1610).

Он родился в семье красильщиков тканей. Изучал стиль живописи ямато-е (Yamato-e) и буддийскую иконографическую традицию. В 33 года переехал в Киото. Позже основал школу живописи Хасегава, состоявшую, собственно, из самого Тёхаку и четырех его сыновей. Выполнял заказы главных храмов и знатных воинских семейств.
До XX столетия Хасегава был известен в основном своими рисунками с изображениями обезьян или гиббонов, выполненными чернилами в стиле живописи дзен-буддийских священников XIII века.
Хасегава стал первых художником, использовавшим в качестве основной вдохновляющей темы сосновые деревья. Его полотна с соснами стали Национальными сокровищами Японии.
В 1930-х годах историки добавили к творческому наследию Хасегавы значительное количество работ, проанализировав стиль живописи. Среди них – фусума-е храма Тисаку-ин.

Репродукция Фусума-е с изображением кленового дерева. Оригинал написан Хасегава Тёхаку (Hasegawa Tohaku, 1539-1610) после смерти сына. Фусума-е хранится в Homotsu-den здании храма.

Репродукция Фусума-е с цветением вишни. Написана 25-летним Хасегава Кьюдзо (Hasegawa Kyuzo), одним из четырех сыновей художника Тёхаку. По завершении картины Кьюдзо умер.

источник, фотографии с вебсайта
Fusuma-e
Hasegawa Tohaku
Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...