Tuesday, August 24, 2010

Песни группы Radiohead (Street Spirit, Karma Police, Fake Plastic Trees, Creep)

Street Spirit


Несомненно, это самая эмоциональная из созданных группой песен; её звучание – идеально.
Стихи парадоксальным образом уводят, отвлекают от подлинного смысла песни; Той Йорк говорил, что смысл и так очень четко передан в самом звучании песни. Она о конце, об отсутствии надежды. Обо всём, чего ты когда-либо боялся. Одним словом: безнадежность. Группа превзошла себя в стремлении добавить нюансы в идеально звучащее произведение. Каждая нота на своем месте; лучше просто быть не может.
Это величайшая песня в мире.
(статья)



Rows of houses all bearing down on me
I can feel their blue hands touching me
Hold these things into position
All these things will want this world

And fade out again
And fade out

This machine will, will not communicate
These thoughts and the strain I am under
Be a world child form a circle
Before we all go under

And fade out again
And fade out again

Cracked eggs, dead birds
Scream as they fight for life
I can feel death, can see it's beady eyes
Hold these things into position
All these things we'll one day swallow whole

And fade out again
And fade out again

Immerse your soul in love
Immerse your soul in love


Том Йорк: «Песня написана в период работы над альбомом My Iron Lung. Она из тех, что пишутся сами собой. Всё возникло из одного аккорда. Что-то в духе Stereolab, мне нравится, когда снова и снова повторяют какие-то аккорды».

«На самом деле, не уверен, откуда она взялась. Хотел бы я, чтобы она стала рождественским синглом, я ведь так люблю Рождество».



Том Йорк: «'Street Spirit' – наша самая чистая песня, но я её не писал... Она написалась сама. Мы только посредники. Биологические катализаторы. Её суть, основа – полнейшая тайна для меня. И знаете [пауза] я бы никогда не пытался написать нечто настолько безнадежное... Все, даже самые печальные из наших песен, несут в себе хоть проблеск надежды... В 'Street Spirit' решения нет... Это тёмный тоннель без света в конце. Она передает трагические эмоции, столь болезненные, что единственное проявление этого – звучание мелодии. У каждого из нас есть свой способ уживаться с этой песней... Он называется отстранённость. Отчужденность. Особенно у меня. Я отстраняю свой эмоциональный радар от этой песни, иначе не смогу её играть... Я разломаюсь, расщеплюсь. Вырублюсь на сцене...


Поэтому стихотворная основа песни – просто набор мини-историй или визуальных образов, - как противопоставление единому, связному объяснению её смысла... Я использовал образы, положенные на музыку, которые, надеюсь, передадут эмоциональную цельность, единство стихов и музыки... Именно это означают «всё разобщенное, что поглощено целым» ('all these things are one to swallow whole'). Я имел в виду эмоциональную цельность, потому что во мне этого не было, я не мог четко сформулировать эту эмоцию... [пауза] Иначе я бы просто разломился, развалился на части. Наши фаны смелее, чем я, они разрешают песне проникнуть внутрь, а может, просто не понимают того, что они слушают... Они не понимают, что 'Street Spirit' — о пристальном взгляде прямо в глаза грёбаному дьяволу... и о понимании: что бы там ты ни делал, дьявол посмеётся последним... и это действительно так... это правда.

Дьявол на самом деле смеется последним, всегда, без исключения, и если я позволю себе слишком долго над этим раздумывать – я развалюсь. Не верю, что у нас есть фаны, способные эмоционально воспринимать эту песню... Поэтому я убежден, что они просто не знают, о чем здесь речь. И поэтому мы всегда играем её в конце выступлений. Она меня изматывает, сотрясает, ранит как черт, каждый раз, когда исполняю её, глядя на тысячи людей, смеющихся и вопящих, не обращающих внимания на трагический смысл, — как когда собираются бросить собаку, а она при этом виляет хвостом. Так выглядят наши слушатели, и это разбивает мне сердце.

Я бы хотел, чтобы эта песня избрала своими катализаторами не нас. Я не заявляю своих прав на неё. Она требует невозможного. [очень долгое молчание] Я не писал этой песни».



Режиссер Джонатан Глейзер (Jonathan Glazer, снимает рекламные и музыкальные видеоролики) познакомился с Томом Йорком после того, как музыкант выразил восхищение единственным снятым до этого видеоклипом режиссера, на песню Karmacoma группы Massive Attack (см. на youtube).

Глейзер: «С Radiohead важнее всего убедить Тома [Йорка] в твоих замыслах. Но уж когда он выбрал тебя, никакого вмешательства не будет: твори, экспериментируй. У меня уже давно была эта идея – с тех пор, как увидел в телепередачах о дикой природе съемки летящего орла: 1 200 кадров в секунду, а потом кадры прокручивали в замедленной съемке. Сейчас эту технику можно видеть в каждом втором видеоролике с рекламой мороженого, но тогда это было внове. Они не собирались снимать именно Street Spirit, поэтому сначала я записал свою задумку, чтобы использовать с другой песней...

Мы всё полностью сняли в течение одной ночи, в пустыне за Лос-Анджелесом. Команду музыкантов едва ли назовешь шумной – они попросту всё время спали. Мне приходилось их время от времени будить, чтобы я мог заснять, как от них отлетает стул.

Они просыпались, всё это – немного угрюмо, - проделывали, а потом снова шли вздремнуть. В итоге я потратил так много времени, снимая разбивающееся стекло и прыгающих на батуте монашек, что не успел добиться надлежащей игры от Тома. Пришлось склеивать видео с черными «окнами», где должны быть его кадры. Но звукозаписывающей компании понравилось увиденное, и через несколько недель они отправили меня в Германию, снимать поющего Тома. В результате всё получилось. Этот видеоклип, в творческом отношении, пробудил меня и стал исходной, направляющей точкой».
(статья)

* * *
'Karma Police' (1997)

Третий эпический альбом группы Radiohead под названием OK Computer имел мало общего с компьютерами. Том: «Просто в голове у меня в тот год был такой постоянный шум».
Шестая песня в альбоме, квази-сатирическая "Karma Police", возникла из отвращения Тома Йорка к презрительным взглядам в его адрес: «Просто не выношу, когда люди смотрят на меня с таким выражением. Об этом 'Karma Police' и большинство песен альбома».



С тяжелыми струнными аккордами, напоминающими "Sexy Sadie" группы Битлз, и витиевато-юмористическим текстом, нетипичная, чуть расхлябанная композиция от обычно застегнутой на все пуговки Оксфордской пятерки. Премьера песни состоялась, когда Radiohead летом 1996 года сопровождал Аланис Мориссетт во время её тура Can't Not; записана Karma Police в сентябре этого же года в студии 'Bath manor house', принадлежащем Джейн Сеймур (Jane Seymour).

Трек с альбома OK Computer под названием "Exit Music (For a Film)" записывался в каменном холле этого дома. Мрачная сирена в финале "Karma Police" придумана и воплощена вторым гитаристом группы, Эдом О'Брайаном (Ed O'Brien) – он пропустил звук через цифровую машину задержки звука (digital delay machine). «Он издавал очень странный звук, и мы его записали несколько раз», - говорит Том Йорк.



Видеоклип, более волнующий, чем сама песня, изображает Йорка в автомобиле с протекающим бензином, машина в итоге воспламеняется. Метафоры и смыслы, вложенные в короткий текст песни и видеоряд к ней, могут дать пищу для дискуссий, но Том Йорк всё объясняет просто: «Эта песня для тех, кто работает на крупную корпорацию. Эта песня против боссов. Пошёл этот менеджмент среднего звена!»
(статья)

Karma police, arrest this man
He talks in maths
He buzzes like a fridge
He's like a detuned radio

Karma police, arrest this girl
Her Hitler hairdo is
Making me feel ill
And we have crashed her party

This is what you get
This is what you get
This is what you get when you mess with us

Karma Police
I've given all I can
It's not enough
I've given all I can
But we're still on the payroll

This is what you get
This is what you get
This is what you get when you mess with us

And for a minute there, I lost myself, I lost myself
And for a minute there, I lost myself, I lost myself

For for a minute there, I lost myself, I lost myself
For for a minute there, I lost myself, I lost myself
Phew, for a minute there, I lost myself, I lost myself

[In the early version, the first verse went:
Karma police arrest this girl
She stares at me
As if she owns the world and
We have crashed her party]

* * *
Том Йорк говорит, что песня "Fake Plastic Trees" «результат шутки, которая на самом деле была вовсе не шуткой. А был очень одинокий нетрезвый вечер и этакое общее расстройство, депрессия». Песня возникла из «очень симпатичной мелодии, с которой было непонятно, что делать».



Обычно он «записывает то, что поёт в моей голове в данный момент», или «придумывает какие-то ловкие фразы» для мелодии, но при создании «Пластиковых деревьев» было всё наоборот: «Мне не пришлось себя заставлять; я просто записывал всё, что приходило в голову. Произносил эти слова и смеялся. Это ведь действительно смешно, особенно там, где про полистирол».



Джон Леки (John Leckie): «Для Nice Dream решили использовать струнные инструменты, так что я предложил – раз уж музыканты пришли, имеет смысл записать с ними два-три трека. И вечером накануне появления музыкантов Тома силой, - серьезно, не шучу, - привели в студию, где записали «Пластиковые деревья».

Том Йорк: «Это был один из моих худших дней. Пять или шесть часов в студии я провел, постоянно истеря, орал на всех. А потом Джон Леки всех выгнал. Усадил меня, и я спел основную вокальную партию песни».

Гитарист Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) вспоминает: «Том спел в три дубля. А после разрыдался».



Звукозаписывающий инженер Найджел Годрих (Nigel Godrich): «Это было невероятно волнующе и трогательно. Когда Том поёт, в пустой студии он абсолютно такой же, так же натянут, напряжен, как перед двадцатью тысячами зрителей».

Джон Леки (John Leckie): «Записали простой трек – акустическая гитара и голос, - чтобы получилось хотя бы что-то, материал для струнных на следующий день. Те ночные дубли стали основой и вошли в окончательный вариант сингла».

Radiohead были рады выпустить сингл, но он был непохож на “Creep.” Компания Capitol Records была настроена скептически.
Том Йорк: «Люди в звукозаписи нервничали, потому что Fake Plastic Trees не подходил под звучание старого коммерческого альтернативного жанра. Мы восприняли это, как комплимент».
(статья)

Her green plastic watering can
for a fake Chinese rubber plant
in the fake plastic earth
that she bought from a rubber man
in a town full of rubber plans
to get rid...of itself

it wears her out...
it wears her out...
it wears her out...
it wears her out

she lives with a broken man
a cracked polystyrene man
who just crumbles and burns
he used to do surgery
for girls in the eighties
but gravity always wins

it wears him out...
it wears him out...
it wears him out...
it wears

she looks like the real thing
she tastes like the real thing
in my fake plastic love
but I can't help the feeling
I could blow through the ceiling
if I just turn and run

it wears me out...
it wears me out...
it wears me out...
and if I could be who you wanted
if I could be who you wanted
all the time
all the time

* * *



When you were here before
Couldn't look you in the eye
You're just like an angel
Your skin makes me cry
You float like a feather
In a beautiful world
I wish I was special
You're so fucking special

But I'm a creep
I'm a weirdo
What the hell am I doing here?
I don't belong here

I don't care if it hurts
I want to have control
I want a perfect body
I want a perfect soul
I want you to notice when I'm not around
You're so fucking special
I wish I was special

But I'm a creep
I'm a weirdo
What the hell I'm doing here?
I don't belong here

She's running out the door
She's running out
She runs runs runs runs
Runs

Whatever makes you happy
Whatever you want
You're so very special
I wish I was special

But I'm a creep
I'm a weirdo
What the hell am I doing here?
I don't belong here
I don't belong here...

Не зная, что идет запись, группа записала песню одним спонтанным дублем, таким образом уловив некий абразивный восторг трёхгитарного звучания, сыгранного вживую.

Q: Я читал, что тебе не удалось стать студентом школы искусств. Такое возможно?

Том Йорк: Отчасти я провалился. Пришел как-то утром в колледж, показал им свои рисунки, а они сказали, что я не умею рисовать. Это была половина истории. Я исчез на месяц, а затем вернулся и принес другие работы, так что меня приняли. У меня есть диплом: искусство и английская литература.



Q: Ваше звучание очень профессионально, не говоря уж о том, что напоминает американское.

Том: Надеюсь, это не слишком очевидно. У нас масса любимых американских групп, как было у Битлов. Любая британская команда, которая отказывается признать, что на нее повлияла американская культура, беззастенчиво врёт, поскольку в Британии культуры нет. Всё, что Британия делает – заимствует культуру американскую, и оправляет обратно в Америку. Prove Yourself отчасти об этом. Оксфорд – чрезвычайно пугающее место, но не в обычном понимании – он как Лос-Анджелес в тот краткий промежуток, что мы были там. После первых нескольких часов новизны калифорнийское солнце становится точно таким же устрашающим.

Колин: Да, там – постоянное давление на людей: быть известным, что-то делать.

Q: А кто этот уродец, этот Creep, на самом деле?



Том: Это в большей степени то, как на тебя смотрят люди. Парень из песни вовсе не обязательно убежден, что он уродец и изгой, но так ему говорят. Однако всё меняется. "Creep" – это некто, кто появляется среди людей, пьет в одиночку в барах, всё такое. Но замысел возник из непростых отношений, которые у меня были. Меня очень беспокоит, что есть тысячи и тысячи прекрасных песен о любви, которые на самом деле вовсе не прекрасны; очевидно, что сочиняющие их люди никогда и близко не подходили к чувствам и переживаниям, о которых пишут. Песни о любви убил мейнстрим. Написать песню о любви сегодня – настоящий Поступок.

Q: Название альбома, Pablo Honey, тоже весьма необычно.

Том: Это из старых записей «Раздолбаев» (The Jerky Boys (1995). Там один из них звонит и притворяется давно пропавшей матерью парня, просто выбирает случайные имена из телефонной книги.

Q: Я читал результаты недавнего опроса в Англии, когда детей просили назвать своего героя. И все выбрали персонажа видеоигры Sonic Hedgehog.

Том: Мы решили, что нам не надо больше писать музыку; разве только музыку для видеоигр. Недавно мы тут встретили 12-летних ребят, игравших в видеоигры, и они спросили, чем мы занимаемся. Говорим – у нас группа, мы музыканты, однако ребят это не впечатлило. Они нам отвечают: «Бросайте вы это! Пишите лучше мотивы для Sega!» Все звукозаписывающие компании в Англии просто параноики, ведь магазины продают больше игр, чем музыки. Но это нормально; мы станем виртуальной рок-группой. Никогда не придется покидать дом. Будем репетировать в киберпространстве.

Q: Как появилась песня «Овощ» ("Vegetable"): Я не овощ, я не стану себя контролировать ("I am not a vegetable/ I will not control myself.")

Том: Многое из того, что я пишу, возникает из самых простых рассуждений. Это была смешная песня; в голове у меня проскакивало множество фраз. Но главный образ – это был Тот, кто летает над гнездом кукушки; все эти люди, которые есть в фильме, просто сидят, ничего не делают, только пускают слюну да, сами того не сознавая, ходят в туалет. Но когда читаешь книгу, понимаешь, что главный персонаж – Вождь; и самое гениальное – никто не говорит с ним, поскольку он идиот.

Песня «Любой может играть на гитаре» ("Anyone Can Play Guitar") переводит в шлак всю эту «Хочу быть Джимом Моррисоном» ерунду. Когда выпустили стихи из песен Моррисона в виде сборника поэзии, я подумал – о, Господи. Сразу стало видно, кем он был – настоящий алкаш. Но встречались там и такие проблески, когда он казался просто великолепным. И в этом смысле я бы хотел быть Джимом Моррисоном.

Q: И вместо «Короля ящериц» ты бы хотел быть...

Том: Любая рептилия подойдет.
(статья)

Перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...