Wednesday, April 01, 2009

Чешская фотохудожница Дита Пепе/ Czech photographer Dita Pepe

Дита Пепе родилась 5 сентября 1973 года в Остраве, тогдашняя Чехословакия, теперь - Чешская республика.
В 1992 году она уехала учиться в Германию, где вышла замуж за Франческо Пепе, студента отделения психологии. Там же, в Германии, Дита увлеклась фотографией, которая стала для девушки способом самопознания и самоанализа. Дипломная работа Диты под названием «Фотография как форма терапии» отражала её подход к этому искусству.

Девушка посещала курсы фотографии в Олденбургском университете, а в 1993 начала учебу в Институте творческой фотографии, Силезневский университет, г. Опава, Чехия (ITF). В 1998 она получила степень бакалавра.


В 1997 жила в Праге и работала в популярном журнале Story. Однако атмосфера коктейлей и вечеринок была ей не по душе; к тому же в это время Дита рассталась с мужем.

Она перебралась в Бескиды (Beskydy Mountains), где познакомилась со студентом-фотографом Петром Грубешем (Petr Hrubeš) – он проходил там военную службу, подрабатывая в учреждении по уходу за психически неустойчивыми людьми.

Фото Диты этого периода – черно-белые, но постепенно она всё больше увлекается цветом.

В 1999 году Дита Пепе начала работу над самым успешным своим проектом «Автопортреты», снимая себя двойником женщин на фотографиях. Она работала не только на родине, но и в Германии и Италии.

С 2000 года фотограф живет в Остраве.

В 2003 году получила степень магистра за серию фотографий в рамках проекта «Автопортреты» - «Автопортреты с мужчинами» (Self Portraits with Men) - где перевоплощалась в спутниц посторонних мужчин. Целью работы было уловить связь между людьми на фото и окружающей их действительностью.

Эта серия еще не завершена.


В том же 2003 году у Диты родилась дочь, Ида. [на фото справа от Диты - прим. перев.]

**
В течение нескольких лет Дита Пепе перевоплощается в разных женщин. На съемках она становится счастливой матерью, избалованной дочерью, сестрой, любовницей, женой или подружкой незнакомцев. Когда подлинная личность фотографа исчезает за одеждами и позами незнакомцев, происходит удивительная мимикрия. Художница тщательно выбирает своих фальшивых партнёров и изображает широкий спектр характеров и социальных ситуаций.


Возникающие в результате фотографии - удивительно личные и выразительные портреты, которые призваны поставить важные вопросы.
Насколько сильно в формировании нашей личности влияние случая и судьбы? Возможно ли с лёгкостью сыграть в жизни новую роль? Делает ли нас внешность теми, кем мы являемся? И не определяет ли это, в свою очередь, те критерии, по которым мы судим о других людях?

*
Дита Пепе (Острава, 1973) принадлежит к поколению чешских художников, которые начинали работать в атмосфере пристального внимания к событиям в жизни искусства страны со стороны Запада, - как было со всеми странами бывшего советского блока.

Как и многим художникам, Дите Пепе подобная интернационализация оказалась полезна; её работы можно увидеть далеко за пределами Чешской республики.


Серия «Автопортреты» (1999-2004) привлекла особенное внимание в последние пару лет.
С одной стороны, «Автопортреты» обыгрывают и размышляют над биографией самой Пепе. Создавая портреты знакомых ей людей, чей характер она воплощает и рядом с кем позирует, Дита Пепе играет альтернативные роли и судьбы, - или те, которые едва не стали её собственными.

«Я чувствую, что в жизни всё взаимосвязано и соотнесено. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что если бы всё хоть чуть-чуть изменилось, я стала бы кем-то совершенно другим, даже противоположностью той, кем являюсь сейчас».


Фотографии серии «Автопортреты» объединяют повторяющиеся элементы: неизвестный человек, знакомая ему среда обитания - гостиная комната или спальня, улица или автомобиль - и сама фотохудожница, подвергшаяся метаморфозе: одетая и загримированная таким образом, чтобы стать максимально подходящей парой избранному ею человеку и исполняемой роли.

Призрачное присутствие художницы подчеркивает подробности тесной близости, характера и социального окружения данного человека, а также наводит на мысль о двойственной личности самой художницы. Дита Пепе предлагает две истории: одна о том, каково это – влезать в шкуры изображаемых образов; другая – переданная с помощью окружающих личных вещей персональная история каждого из тех, с кем рядом художница находится.


Подобный вид описания ставит Диту Пепе в один ряд с современными художественными позициями, где сложные проблемы идентичности, подлинности являются исходным и конечным пунктом для серьезных размышлений, рамки которых расширены до социально-культурного контекста, коему они принадлежат. Её метаморфозы, однако, использованы иначе, чем это делает, например, Синди Шерман (Cindy Sherman), поскольку Пепе работает с постановочной ситуацией, требующей присутствия и других людей, помимо художника.

источники: 1, 2, 3

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...