Friday, December 19, 2008

Художница Джули (Жюли) Морстад: макабрическая красота / Julie Morstad: Macabre Beauty

Когда американская певица Нико Кейс (Neko Case) придумывала обложку для своего нового альбома Fox Confessor Brings the Flood (Лис-проповедник вызывает потоп, 2006), она позвонила ванкуверской художнице Джули Морстад (Julie Morstad). Джули Морстад была занята приготовлениями к выставке, но Кейс – которая училась в Emily Carr Institute of Art and Design вместе с братом Джули, Полом (Paul Morstad), а кроме того уже работала с самой Джули над видеоклипом, - была очень настойчива.

«Она сказала: Мне правда хочется, чтобы это сделала именно ты. Есть идеи?» - вспоминает Джули, мы сидим в чайной на Мейн Стрит, около ее дома. Морстад предложила Кейс посмотреть серию ссвоих последних рисунков, - и что-то щелкнуло.
«Название её альбома происходит из русского фольклора, и так вышло, что я как раз тоже думала о русских сказках. Мы, конечно, удивились совпадению.»

Обложку альбома украсил тонкий, пробуждающий воспоминания рисунок Морстад. На нём изображена круглолицая девочка, которая обращается к стайке внимательно слушающих её лисиц. Рисунок отмечен несколькими особенностями, характерными для Джули Морстад: любовно выписанный мех, сложный дизайн платья, отрезанная голова - почти декоративная; но наибольшее замешательство вызывают конечности, наподобие оленьих, вместо ног.

Подобное соединение макабрического, демонического с чистым и невинным – в основе большинства работ художницы. Эти тончайшие, как ножка паука, линии - Морстад использует самые тонкие перья, какие только бывают - вызывают сравнения с американским художником и писателем Эдвардом Гори (Edward Gorey). Сравнение вполне уместно, говорит Джули, однако она открыла для себя этого художника, автора Эмфигори (Amphigorey, сборник из 15 книг), когда уже училась в художественной школе и ей было за 20.

К этому времени стиль Морстад уже определился – он сформировался под влиянием столь несопоставимых явлений, как мода 1920-х годов, дизайн арт-деко, творчество иллюстраторов Мориса Сендака (Maurice Sendak) и Артура Ракхама (Arthur Rackham), а также полотен Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Густава Климта и Эгона Шиле.

Ее работы сравнивают также с картинами группы Royal Art Lodge из Виннипега. Морстад говорит, что не знает большинства художников из этого коллектива, но замечает некоторое сходство между собой и самым видным его участником, Марселем Дзамой (Marcel Dzama).
«Очевидно, на нас оказали влияние одни и те же явления, - говорит художница. - Марсель рассказывал, что он записывает свои идеи, ход мысли перед тем, как начать рисовать. То же самое и со мной. Я вижу, как рождаются, откуда берутся мои рисунки. Еще Марсель говорит, что часто рисует собственные сны – я тоже так делаю».

Тем временем интервьюеры моментально обратили внимание на изображения отрубленных голов на её картинах. Однако декоративные кружочки-головы не призваны изображать насилие путем обезглавливания – хотя в детстве художница была одержима судьбой Марии Антуанетты.


«Они больше похожи на символизирующие что-то лица. Это головы без тел, а не отрубленные головы. Они не обязательно являются чем-то мертвым», - говорит художница.

Очень заметную роль в её картинах играют также птицы и животные, - по той простой причине, что Морстад любит рисовать перья и мех.
«Обычно я думаю о том, чтó бы мне действительно хотелось нарисовать. Ниспадающие каскадом волосы, головы и лица, глаза, что угодно – если во всем этом и есть какой-то подтекст, я пойму это позже».

В «Молочных зубах» (Milk Teeth), новой серии из 30 рисунков, сделанных тушью и акварелью, которые экспонируются в Atelier Gallery до 17 марта, - птицы и животные уступили место насекомым и растениям.

На картине «Война моли 1» (Moth War 1) группа детей удаляется с поля побоища – десятки огромных насекомых свалены грудой на куче одежды.

На рисунке «Легкость сердец» (Hearts Ease) – растение, его стебель пророс из груды костей, а цветы являют собой миниатюрных господ времен Эдварда и головы котов.

Для новых работ важен «висцеральный, интуитивных элемент – ведь я только что пережила беременность и новые роды, - говорит 30-летняя художница, которая в прошлом году родила второго ребенка, Генри. – В этой новой серии картин очень много относящегося к телу, например, кормление грудью, кости, волосы, конечности, всевозможные цветущие предметы».

Известность творчества Морстад распространяется за пределы мира изобразительного искусства, и карьера художницы - на взлете. В марте она должна сдать иллюстрации к главе «Я живу здесь» (I Live Here) из гуманитарно-кризисной антологии слов и картин, которую помогает собрать актриса Миа Киршнер (Mia Kirshner, The L Word, Exotica, 24). Издатель комиксов в Монреале Drawn & Quarterly обратился к художнице с заказом. Планируется продолжение детской книги «Когда ты был маленьким» (When You Were Small, 2006), над которой Морстад работала вместе с писательницей Сарой О'Лири.

Кажется, отрезанные головы, конечности и всё прочее, эта макабрическая эстетика Морстад просто щекочет нервы. Нико Кейс, в конце концов, в таких вещах разбирается.

Источник: "Julie Morstad's hair, limbs cut with the macabre"2007

* * *
Джули Морстад родилась в Ванкувере (Канада) в 1977 году.
В 2004 году закончила Колледж Alberta College of Art & Design, получив степень бакалавра изобразительных искусств.
В настоящее время живет и работает в Ванкувере, занимаясь рисованием, иллюстрированием, мультипликацией и дизайном.
Выставка под названием «Touch Wood and Whistle» (Постучи по дереву и свисни) – шестая персональная выставка Джули в Atelier Gallery.

Изящные линии и уверенное чувство цвета вызывают мрачную, необъяснимую ностальгию при взгляде на её иллюстрации детских книг, подчеркивающих скрытую в них тайну. Художница создает причудливые, озорные и пугающие, рисунки, используя тушь и акварель.

«Мои работы подпитывались в основном смутными воспоминаниями из детства, а также сказками и фольклором, к которым я неоднократно обращалась. Я – ребенок времени, когда сказки превратились в выгодный товар, в предмет рынка; и мои рисунки отражают незамутненное удовольствие от этих бесценных повествований, но в то же время являются их сознательным ниспровержением».

Недавно Морстад приняла участие в оформлении нового альбома Нико Кейс (Neko Case) [канадская певица с украинскими корнями, стиль которой часто именуют "альтернативный кантри" - прим. перев.] под названием “Fox Confessor Brings The Flood” (2006).

Иллюстрации Морстад к детской книге Сары О’Лири (Sara O’Leary) “Когда ты был маленьким” (When You Were Small) удостоены призов Американских ассоциаций - графического искусства и продавцов детских книг.
источник

* * *
Джули выбрала для своей благотворительности организацию Amnesty International - Эмнести интернэшнл (Международная амнистия). Это международная независимая неправительственная организация по защите прав человека (особенно незаконно репрессированных, политических узников совести, религиозных и др. диссидентов, инакомыслящих). Часть средств от продажи своих работ Джули направляет туда.
источник

Подбор информации и иллюстраций, перевод – Е. Кузьмина © http://elenakuzmina.blogspot.com/

No comments:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...